Диагноз поставят изотопы

   
   

Центр радиологии и хирургических технологий, расположенный в Песочном, - пионер отечественной ядерной медицины. При лучевой терапии, например, здесь «попадают» в опухоль размером меньше 1 см.

Разработками института заинтересовалось МАГАТЭ, и сейчас на основании исследований петербургских учёных в Берлине выходит руководство для врачей всего мира. Основная тема издания - диагностика с помощью позитронно-эмиссионной томографии.

Волшебное превращение

- Главное преимущество ядерной медицины - диагностика, - говорит директор Центра академик РАМН Анатолий Гранов. - При помощи изотопов, которые мы производим, прибор сразу определяет, это раковая опухоль или нет, и главное - есть ли от неё метастазы.

Как же создаются сами изотопы? Вместе со старшей группы радиохимии Маинной Мостовой идём в необычную лабораторию.

- Мы облучаем один элемент и получаем другой, - рассказывает Маинна Иосифовна. - Облучаем ядра 18-го кислорода и получаем ядра 18-го радиоактивного фтора. Затем эти ядра химическим путём превращаем в лекарство, которое и используется для диагностики. У нас в одной цепочке работают физики, химики и медики. Эта связь неразрывна, один без другого ничего сделать не может. Физики получают радиоактивные элементы, химики на этой основе синтезируют необходимые препараты, которые немедленно передаются врачам. Переводят их в химическую формулу, и лекарство сразу получают врачи.

- "АиФ-Петербург": Слышала, что изотопы быстро «улетучиваются», плохо хранятся…

   
   

- В этом и сложность. Используемые нами радиоизотопы распадаются за короткий срок. Самый живучий держится 110 минут, а самый нестойкий - 75 секунд. Потом изотоп распадается на неактивные частицы, которые непригодны для использования. Обслуживают аппаратуру за смену всего два сотрудника, которые постоянно находятся у пульта.

- "АиФ-Петербург": Как долог весь процесс - от начала до получения лекарства?

- Облучение длится от 30 минут до 2 часов, синтез - от 5-10 до 25 минут. После этого мы сразу передаём препарат на отделение позитронно-эмиссионной томографии.

Очередь длиною в месяц

- "АиФ-Петербург": А что собой представляет изотоп - это таблетка, капсула? Его можно потрогать, понюхать?

- Это лекарственная форма, раствор для внутривенного введения. Врачам передаётся уже стерильный упакованный флакон. В нашей работе мы должны достичь такого химического соединения, которое позволит лекарству правильно распределиться в организме и дать самую полную информацию о болезни.

- "АиФ-Петербург": Сколько же доз вы производите?

- Зависит от препарата. Сейчас сто доз за один цикл, но всю сотню использовать невозможно. Пока задействуем первые - остальные распадаются. Поэтому можем принять только 30-40 больных за один цикл облучения. Если бы было больше ПЭТ-сканеров, например, тоже сто, мы бы сделали столько же доз и ввели лекарство всем больным.

- "АиФ-Петербург": Людям приходится стоять в очереди?

- Очередь у нас на месяц вперёд - многие хотят воспользоваться новыми возможностями. Мы тоже прошли большой путь. Сначала пациенты, да и некоторые врачи, не очень понимали возможности этого метода, но сейчас поток больных значительно увеличился. Таких аппаратов у нас сегодня три, мы первыми в стране стали с ними работать. К сожалению, в Санкт-Петербурге всего три ПЭТ-центра: у нас, в Институте мозга и Военно-Медицинской академии. Причём в ВМА установлен лишь один ПЭТ-сканер, производства изотопов нет, так что препарат поставляем мы. Это очень информативный метод диагностики, который позволяет быстро и точно распознать болезнь. А вовремя поставить диагноз - это, пожалуй, самое главное.

Смотрите также: