Блог Евгения Колесникова. Перельман, как не зеркало эпохи

Фото автора

   
   

Помните такие строчки из бодрой советской песни про нашу советскую Родину и наших советских людей: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» В последние лет двадцать пять как же мы далеки от этого «Марша энтузиастов». И тут, как снег на голову, ядреная, как хрен, совесть, появляется он, товарищ Перельман. 

У него не так с «мЫшлением»

Первый раз его имя прогремело на весь мир лет пять назад, когда стала известно, что он доказал теорему Пуанкаре. Доказал на одном из математических сайтов, и подписался – «Гриша Перельман». Международный фонд присудил ему за решение нерешаемой никем и никогда теоремы миллион. В валюте. Но Перельман отказался. Если б взял, его бы сразу забыли. Но тут - другое дело. И вот журналисты со всего мира нагрянули в питерскую окраину - Купчино. В гости к Перельману. Он живет на Будапештской улице. Вот только гостей он совсем не ждал, и объяснять, «как так? как можно не взять миллион?», не пожелал. Постепенно журналисты успокоились. Про Перельмана подзабыли. И вот в позапрошлом году другой международный фонд присуждает ему миллион. В валюте. И всё по новой. Охота за Перельманом развернулась с еще большей силой. Мне, как корреспонденту, тоже пришлось выехать к дому Григория Перельмана. К удивлению, я этот дом хорошо знал - снимал там комнату всего за год до того, как Перельман всемирно прославился. Только в соседнем подъезде от него. Наверняка он мне часто встречался в единственном на тот микрорайон магазинчике, где отоваривались все местные жители.

Все мы знаем, как выглядит Перельман. Как он одет. Раньше пройдёшь мимо, и разве только мельком задумаешься: «Как же много в Купчино таких опустившихся лиц, заросших бородой, носящих костюм с выпускного вечера 1979 года». Но оказалось, что у этого внешне неприятного человека душа осталась действительно где-то в 1979 году. В «стране мечтателей, стране учёных». Для него наука по-прежнему на первом месте. И это нас, общество потребления, не обрадовало, не тронуло, а ... шокировало. И даже расстроило.

Не хочется думать, что есть такие люди, для которых материальные блага не на первом месте. Они выставляют нас не в лучшем свете. Нам это не нравится. И мы хотим через журналистов узнать от Перельмана - почему он отказался от миллиона? Может быть, он больной, и дело в этом? Нет, ну не может он быть здоровым. Мы же здоровые, и от миллиона никогда не отказались бы. Да что отказались. Мы бы с легкостью переступили свою совесть ради миллиона. И даже не в валюте.

Сейчас по настоянию бывшего президента Медведева создается в Подмосковье (Сколково) аналог американской «Силиконовой долины». В эдаком рассаднике инноваций должны работать учёные на будущую инновационную и модернизированную Россию. Возглавил долину Жорес Алферов. Он и позвал туда, к себе, работать Григория Перельмана. Математик опять отказался. Чудён человек? Это как сказать. В Сколково вбухиваются миллиарды бюджетных рублей. Сколково - это медведевское «новое мЫшление». Но в России остаются и чудом работают множество так называемых наукоградов, как-то спасшихся с советских времён. Они выживают вопреки всему. Они дают продукт, в том числе инновационный. Но он никому не нужен. Нужно почему-то с нуля -Сколково. И зачем туда ехать Перельману?.. Это не его. «Страны учёных» больше нет.

... Я говорил с соседками Перельмана. Они рассказали, что Григорий прячется от журналистов у матери, на Купчинской улице. Старается не выходить в магазин, так как за ним денно и нощно следят папарацци. Любопытную идею предложил один из муниципальных депутатов по Купчино. Прожект его в том, чтобы отремонтировать дом матери Перельмана на Купчинской, так как туда постоянно «наведываются иностранные журналисты»... Мол, чтобы не стыдно было перед НИМИ. В этом все наше старое и новое «мЫшление», честно говоря...

   
   

... А вся эта нездоровая охота на Перельмана напоминает мне короткий, но емкий анекдот: «Налоговая инспекция предъявила претензии Григорию Перельману: он уклоняется от налогов с недополученного дохода».

 

Смотрите также: