О том, как осенью 1922 года с набережной Лейтенанта Шмидта за границу отправился «философский пароход» и стало ли это уроком для сегодняшнего поколения, «АиФ-Петербург» рассказал Сергей Троицкий, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии СПбГУ.
«Вежливенько препроводить»
Ровно 90 лет назад в России произошло событие, призванное, по замыслу его авторов, дать урок вечно чем-то недовольной русской интеллигенции. На протяжении всего периода существования этот слой населения был неудовлетворён «реакционным правлением» Николая I, «половинчатыми реформами» Александра II, «тупиковым традиционализмом» Александра III, «безволием» Николая II, «политиканством» Временного правительства, «красным террором» большевиков и т. д. и т. п.
В начале 1920-х годов у большевистского правительства назрела необходимость окончательно и бесповоротно решить вопрос с недовольством интеллигенции, показать, кто хозяин…
Учитывая большое количество эмигрировавших в годы революции и гражданской войны учёных, даже для существовавших заведений не хватало сотрудников.
А ещё открывались новые. Решению этой проблемы было посвящено первое партийное совещание с участием Ленина, который и предложил использовать «буржуазных спецов» (представителей дореволюционной профессуры), но - проверив их на знание марксистской литературы. Эту позицию уточнил заместитель наркома просвещения М. Покровский, заявивший, что для восполнения кадрового дефицита нужно привлекать членов партии даже без образования, но с достаточным партийным опытом. «Нам нужно завоевать высшую школу, вытеснив белого профессора и заменив его красным», - писал он.
Начатое наступление на академическую профессуру и других представителей дореволюционной интеллигенции продолжилось выступлением Ленина в журнале «Под знаменем марксизма» со статьёй «О значении воинствующего материализма». Он высказывает те же мысли, что и Покровский: «Рабочий класс в России сумел завоевать власть, но пользоваться ею пока не научился, ибо в противном случае он бы подобных преподавателей и членов учёных обществ давно бы вежливенько препроводил в страны буржуазной «демократии».
Слова вождя приняли как руководство к действию. После подготовки юридической базы были проведены аресты виднейших врачей, вузовской профессуры и «буржуазного» студенчества, закрыты журналы «Мысль», «Экономист» и др. Многим смертная казнь была заменена на высылку за границу. Морским и железнодорожным путём.
Урок не усвоили?
В итоге два рейса немецких пассажирских судов «Обербургомистр Хакен» (29 сентября) и «Пруссия» (16 ноября) доставили неугодную интеллигенцию из Петрограда в Штеттин. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездом из Москвы в Ригу (23 сентября).
Эта самая масштабная акция по вытеснению из России представителей гуманитарных профессий получила название «философский пароход». Хотя, собственно, философов среди высланных было меньшинство, но по научному потенциалу они оказались едва ли не самой яркой группой. Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. И. Лапшин, Ф. А. Степун, Н. О. Лосский стали в эмиграции видными мыслителями, «лицом» русской философии, определив надолго направление мировой мысли в целом. Вместе с ними из страны были высланы врачи, писатели, деятели искусств и другие представители мыслящей части общества. Газета «Правда» же отчиталась так - «среди высылаемых почти нет крупных научных имён».
Результатом высылки русской интеллигенции из страны стало полное уничтожение системы высшего образования, на восстановление которого ушли долгие десятилетия. Помимо этого произошла кардинальная смена ценностей государственной политики и установление системы, в которой власть принадлежит не человеку, а должности. От которой, увы, мы не можем избавиться до сих пор.
Как правило, уроки истории усваиваются довольно болезненно, оставляя глубокие следы в сознании народа…
Но надолго ли хватает памяти? Ситуация постоянного недовольства определёнными изъянами системы позволяет обществу расти, стремиться к их преодолению, находя точки взаимного сотрудничества между властью и населением.
Наоборот, невротически безысходные попытки отгородиться от критики приводят государство к накоплению внутренних противоречий и саморазрушению политической системы. И в этом отношении нам стоит усвоить уроки, которые давала российская история.
Смотрите также:
- Медовый месяц свободы. Почему произошли Февральская и Октябрьская революции →
- Колыбель буквы «Ё». 231 год назад в Петербурге открыли Академию Российскую →
- «Поправил» Петра. 100 лет назад Петербург стал Петроградом →