Город без маршруток. Петербуржцев хотят пересадить на социальный транспорт

 

   
   

Ставка на автобусы

По данным профильного комитета, пассажирским общественным транспортом пользуется около 70% горожан, что, кстати, выше среднеевропейского уровня. Согласно «Транспортной стратегии развития Санкт-Петербурга до 2025 года», через 12 лет уже 75% петербуржцев будут личным машинам предпочитать автобусы и др.

В планах комитета, хоть и осторожных, заложено увеличение количества автобусов аж на 1600 штук (сейчас их 1900), трамваев на 130 (789), троллейбусов на 80 (684). Если полностью отказаться от маршруток, то на обновление и покупку нового транспорта придётся выложить 12 млрд рублей. Вопрос - где их взять? Чиновники пока уходят от ответа.

Как видно по плану комитета, основной упор будет сделан на автобусах. Для профильного предприятия - это новость. Татьяна Клепикова, пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс», рассказывает:

- У нас нет информации о каких-либо планах по значительному увеличению количества автобусов.

В любом случае, это нельзя осуществить в один момент, так как помимо самих транспортных средств понадобится персонал и дополнительные средства. В этом году 282 автобуса закупил Комитет по транспорту за счёт городского бюджета, и ещё 160 автобусов мы приобрели за собственный счёт. Кроме того, перед нашим предприятием стоит важная задача обслуживания Олимпиады в Сочи, что потребует отвлечения от основной работы в городе. В частности, на Олимпиаду уедет 251 петербургский водитель.

Горожане взвоют

Что касается маршруток, то их в городе около 3500 единиц. Работают они на 318 маршрутах. То есть покрывают почти весь город и пригороды. Если их «ликвидировать как класс» разом, то горожане взвоют. Ведь сейчас интервал движения общественного транспорта 25 минут и выше! Некоторые глухие населённые пункты связывают с «большой землёй» только «тэшки». Согласно исследованиям, Петербург занимает лишь 40-е место по доступности общественного транспорта из 72-х. Показательно.

К тому же надо понимать - если убрать легальных перевозчиков, их место займут нелегалы, а казна потеряет миллионы.

Но при этом стоит отметить, что петербургские частные перевозчики берут за свои услуги больше всех в России - в среднем 35 рублей. Даже в Москве средний тариф составляет 30 рублей, в Казани - 18, в Самаре, Ярославле - 16. Разница впечатляет.

   
   

В Комитете по транспорту лишь констатируют:

- Согласно действующим соглашениям, регулирование тарифов целиком отдано на откуп пассажирским перевозчикам. Наш комитет не имеет никаких рычагов воздействия на ценовую политику той или иной транспортной компании.

Ситуация осложняется тем, что львиную долю дохода транспортных компаний составляет «серый нал» - деньги, за которые пассажирам не выдают билеты. Именно в вопросе ценообразования маршрутных тарифов и их легализации, прежде всего, и должно на законодательном уровне разобраться государство.

Равнение на Лондон

Андрей Кивинов, писатель, сценарист

- Сейчас я не так уж часто езжу на маршрутках, но в своё время они меня сильно выручали. В конце 1980-х я работал милиционером в Кировском районе, а жил на озере Долгом. И частенько не успевал на последний трамвай, который шёл полпервого. Приходилось в ночи десять остановок идти пешком. Особенно зимой это «здорово». А потом, в

90-х, появились маршрутные такси, и моя проблема была решена. Поэтому я не думаю, что нужно убирать маршрутки полностью. Людям в «спальных» районах они нужны. Другое дело, что в этом бизнесе надо наводить порядок. Не дело, когда за рулём сидят в основном гастарбайтеры. Зачастую они не готовы к такой работе. Вот в Лондоне есть кэбы - это аналог маршрутки, поскольку вмещает 6 человек. Так вот будущие водители кэбов учатся на эту профессию три года в… вузе! Они должны знать не только весь город, но и его историю, рассказывать о его достопримечательностях. И даже после такого тщательного обучения некоторых бракуют. Нам надо равняться на Лондон.

Михаил Богданов, заместитель гендиректора ОАО «Третий парк», на их долю приходится треть коммерческих перевозок:

- Город пока не готов к полной и одномоментной отмене коммерческого транспорта. Возможно, это будет делаться поэтапно. Наше предприятие давно выступает с поддержкой единого тарифа, это бы сняло проблему разрозненных цен. Отказ от коммерческих маршрутов скорее приведёт к тому, что частные автобусные перевозчики будут полностью зависеть от выплат городом субсидий за транспортное обслуживание соцмаршрутов. Если сейчас задержка выплат субсидии за «социал» компенсируется за счёт коммерческих перевозок, что позволяет предприятию бесперебойно осуществлять транспортные обязательства, то что получится, если перевозчики будут работать только за счёт субсидий? И каким образом будут компенсированы расходы предприятий в случае невыплат субсидий в срок?

Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь Комитета по транспорту:

- Идея о частичной или полной отмене маршрутных такси не нова, она появилась ещё в 2010 году. Но тогда маршруток было вдвое больше, чем общественного пассажирского транспорта. Сейчас ситуация выравнивается, социальный транспорт в последнее время активно закупался. Комитет сейчас рассчитывает разные варианты. Во-первых, речь идёт о полной замене маршруток социальным транспортом. Причём одномоментной замене. Это потребует значительных средств, и в этом большая проблема. Во-вторых, есть предложение частично заменить маршрутки социальным транспортом в некоторых районах города. К примеру, сделать сообщения Петербурга с его пригородами только на основе общественного пассажирского транспорта. О перспективах данных планов пока сказать сложно, но комитет в настоящий момент ими активно занимается.

Справка

Крупнейшие частные перевозчики уже сейчас обслуживают ряд социальных маршрутов, за что получают компенсацию из городского бюджета. Размер доплаты зависит от многих критериев и для каждого маршрута определяется индивидуально. Однако перевозчики жалуются, что работа на некоторых маршрутах не только не приносит прибыли, но даже не покрывает издержки. К тому же выплаты задерживаются.

Смотрите также: