Лучший учитель России Леонид Дедюха: «Учитель — больше, чем источник знаний»

«Постоянно ищешь подходы, ключики, думаешь, как подать тему так, чтобы учеников это увлекло». © / Из личного архива героя публикации.

«Сегодня роль учителя меняется, и он должен давать нечто большее, чем просто знания. Подсказать, как общаться с окружающим миром, справляться с вызовами, отличить добро от зла», – считает преподаватель физики Академической гимназии № 56 им. М. Б. Пильдес Леонид Дедюха. Недавно он стал абсолютным победителем юбилейного 35-го конкурса «Учитель года России». Также ему вручён специальный приз «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнёва «За настойчивость в достижении цели».

   
   

Как заинтересовать детей точными науками? Зачем вместе с учениками он сдавал ЕГЭ? И почему проводит уроки на заводе? На эти и другие темы spb.aif.ru поговорил с лучшим учителем страны.

Леодин Дедюха на церемонии награждения юбилейного 35-го конкурса «Учитель года России». Фото: Из личного архива героя публикации.

Физики и лирики

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Леонид Анатольевич, поздравляем вас с победой! В образовании вы 9 лет, а в Петербург приехали из Сибири. Как начинался ваш путь в педагогику?

Леонид Дедюха: Я из посёлка в 500 километрах от Новосибирска. Сначала восемь лет учился в деревенской школе, а в старших классах нас возили в интернат: в понедельник мы уезжали и в субботу возвращались. Затем поступил в физико-математический институт при Новосибирском педагогическом университете. Участвовал в конкурсе «Педагогический дебют» и стал победителем на всероссийском уровне. Одной из желанных наград было знакомство с лучшими образовательными практиками Санкт-Петербурга. Я посетил несколько школ, в том числе 56-ю гимназию. Познакомился с её легендарным директором Майей Борисовной Пильдес, и она предложила мне работу.

– Но почему выбрали физику? Ведь вы прекрасно поёте и даже собирались в Консерваторию.

– Знаете, мне с детства было всё интересно. Очень нравилась, например, математика, считать и вычислять. Помню, мама брала фанеру, писала на ней мелом разные примеры, и я их складывал столбиком. Занимался и ботаникой, цветоводством, выращивал кроликов, возился с хомячками, даже поселил во дворе осиное гнездо. Трепетное воспоминание – голуби. Сам построил голубятню, и у меня были турманы…

Но увлекла именно физика. До сих пор перед глазами, как наш учитель Валентина Ивановна показывала опыт по тепловому расширению тел. Берём металлическое кольцо, сквозь него свободно проходит металлический шар. Потом шар нагреваешь, и он уже не проходит через то же самое кольцо. Почему?! Ответ на этот и множество других вопросов даёт очень интересная наука – физика. Помимо чисел она содержит в себе законы, помогает по-иному посмотреть на мир. Мне стало это любопытно, и так увлечение переросло в профессию.

   
   

– Вы отличаетесь нестандартной подачей материала. В знаменитом фильме «Большая перемена» учитель вечерней школы Нестор Петрович приходит на завод, чтобы лучше понять своих учеников. Вы тоже ходите с ребятами на предприятия. Зачем?

– Чтобы дети лучше поняли, как работает физика на практике. Такая позиция приходит со временем. Постоянно ищешь подходы, ниточки, ключики, думаешь, как подать тему так, чтобы учеников это увлекло. Причём не только тех, кто выбрал физико-математический профиль, а прежде всего школьников, которые считают, что физика им почему-то не нужна. Мечтаю написать учебник «Физика для лириков», и подготовка уже идёт.

Важен и другой аспект. Сегодня большой спрос на технические кадры. Но чтобы сохранить технологический суверенитет страны, профориентацию нужно начинать ещё в школе. В прошлом году с 9-м классом мы пришли на Невский машиностроительный завод, чтобы посмотреть, как в условиях реального производства трудятся инженеры, рабочие. На подростков это произвело большое впечатление. Также активно участвую вместе с учениками в проектах, которые создают крупные госкорпорации. Надеюсь, это поможет им выбрать профессию и получить знания, которые станут надёжной опорой в жизни.

Как привезли Гром-камень?

– В необычном ракурсе вы видите и Петербург. По вашим словам, город – отличный учебник физики и математики. Какие же формулы и теоремы витают на его улицах?

– Все знают, что Северная столица – музей под открытым небом. Но немногие задумываются, что целый ряд памятников появился благодаря гениальным техническим решениям. Например, транспортировка Гром-камня, весом 2 тысячи тонн, на котором стоит Медный всадник. Чтобы доставить исполина по воде, его погрузили на специально сконструированное судно, которое затем притопили. Как удалось в таком случае перевезти и выгрузить огромный валун? Или на Исаакиевской площади стоит конный монумент императору Николаю I, имеющий всего две точки опоры. Каким образом смогли уравновесить бронзовую статую? Решая эти и другие задачи, дети не только проникнутся красотой города, но и уважением к труду тех, кто его создавал.

– Также вместе со своими воспитанниками вы сдавали ЕГЭ. Для чего? И сколько баллов набрали?

– 99. Неправильно поставил один знак. Моя ученица, получившая «сотку», подошла и в шутку сказала: «Ну что, Леонид Анатольевич, теперь я за вас буду физику вести?». Если серьёзно, я доступно объясняю те темы, которые хорошо знаю сам. А с ЕГЭ – парадокс. Годами учим детей справляться с «единым экзаменом», разбираем промахи, а сами ни разу не сдавали. Поэтому решил поддержать ребят и вместе с ними сел за парту. Получил очень полезный опыт и намерен на следующий год его закрепить. В целом не боюсь признавать свои ошибки, обращаться за советом к старшим коллегам, а если возникают спорные ситуации – пытаюсь достигать компромисса.

– Кстати, сегодня с высоких трибун всё чаще звучат призывы отказаться от ЕГЭ. Как вы к этому относитесь?

– Считаю, торопиться не нужно. Сейчас эта форма аттестации значительно изменилась: там нет «угадайки», к которой было немало претензий, а задачи по физике и математике олимпиадного уровня. Кроме того, экзамен устроен так, что проверяет практически все знания учеников, их кругозор. Также для меня, закончившего сельскую школу, имеет большое значение, что ЕГЭ предоставляет равные возможности для выпускников из глубинки и мегаполиса. Не секрет, что раньше у детей из далёкой деревни часто не находилось средств, чтобы даже приехать в большой город и сдать в университет документы. Сегодня ситуация иная – важно, не где учится ребёнок, а как. И толковые ребята из периферии при существующих онлайн-ресурсах имеют возможность подготовиться, хорошо сдать ЕГЭ и поступить в лучшие вузы страны.

Больше, чем знания

– Вы ходите с детьми в музеи и на заводы, разбираете уникальное перемещение Гром-камня, но все эти сведения можно прочитать в интернете. Как при нынешних информационных потоках сделать уроки интересными, чтобы ребят «зацепило»?

– В современном мире роль учителя меняется, и он должен давать нечто большее, чем просто знания. Подсказать, как общаться с окружающим миром, отличить добро от зла. Как правильно искать информацию и ею распоряжаться, а самое главное – научить детей учиться и постоянно двигаться дальше. В этом плане интернет – активный помощник, надо только им грамотно пользоваться. Однако и сам наставник всю жизнь должен узнавать новое: ребёнку XXI века необходимо доказать, что ты – личность и можешь ему помочь. Тогда он оторвётся от телефона и посмотрит на тебя, ведь он смотрит туда, где ему интереснее.

– Сегодня профессия учителя становится опасной. Его могут унизить, ударить. В Госдуме даже предложили ввести штрафы за оскорбление педагогов до 700 тысяч рублей. Какова ваша позиция?

– Против, объясню почему. Получается, оскорбил учителя и максимум, что за это положено, – штраф? Получил индульгенцию и можно дальше? Но нельзя мерять поступки, эмоции деньгами. Это моё личное мнение. А в данном случае извинения, раскаяние приравниваются к конкретной сумме, прописанной в документах. Хотя извиниться намного сложнее, чем расплатиться купюрами. Поэтому считаю, что здесь на первом месте должны быть законы морали. Каждый такой случай необходимо тщательно расследовать, чтобы не допустить снижения авторитета педагогов, их чести и достоинства.

Также часто приходится слышать, что учитель – профессия 24/7. Согласен, так как нельзя в школе говорить одно, а выходя – совершенно другое. Но одновременно считаю, что педагог должен быть многогранным человеком, иметь увлечения за пределами работы. Что касается меня, занимаюсь спортом и пением. Правда, из-за интенсивной подготовки к конкурсу уроки вокала пришлось приостановить, но вскоре всё наверстаю.

– Вы стали лучшим учителем России. Как проведёте год в этом высоком статусе?

– Звание «Учитель года» накладывает целый ряд обязательств. Так, я стану советником министра просвещения на общественных началах, смогу предлагать свои инициативы в сфере образования. Это огромная ответственность, и я постараюсь с достоинством нести почётное звание. Но «Учитель года» прежде всего – учитель. Я классный руководитель 11-го «И» и отвечаю за его выпуск и подготовку. Несмотря на предстоящие встречи, поездки, постараюсь как можно больше времени проводить со своими детьми. Для меня это самое главное.