Мобильники: запретить или оставить? На уроках ими пользоваться нельзя

Смартфоны мешают концентрации, отвлекают от занятий. © / Фотобанк pixabay.com

Забирать никто не будет 

С инициативой об ограничении гаджетов во время учёбы выступили Совет Федерации, Роспотребнадзор, другие надзирающие органы. Чиновники и контролёры предложили брать пример с Франции, где мобильники в школе запрещены законом. Известно также, что руководители крупнейших зарубежных IT-компаний свели к минимуму доступ своих детей к девайсам, проводя с ними время за изучением языка и литературы. В учебных заведениях США, Греции, Таджикистана и других стран за использование телефонов на уроках следуют жёсткие дисциплинарные взыскания. Причина - смартфоны мешают концентрации, отвлекают от занятий, объяснений учителя. В итоге качество обучения падает. 

   
   

В Петербурге с таким мнением в целом согласны, однако вопрос предлагается решать постепенно.

«Хотим успокоить родителей - никто на уроках мобильные забирать не будет, - сообщила начальник отдела общего образования профильного комитета Анна Грубская. - О жёсткой форме речь не идёт. Более того, есть дети с определёнными заболеваниями - например, сахарным диабетом, - которым необходимо постоянно оставаться на связи с близкими. Все эти моменты будут учтены. Также существуют нормы СанПина, определяющие, когда и сколько ребёнок может использовать электронные устройства. Важно, чтобы он на перемене постоянно не «сидел» в телефоне, как это происходит сейчас. Надо, чтобы он двигался, был занят чем-то интересным». 

«Запретами ограничиваться нельзя, - согласен с коллегой руководитель организационно-правового аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Петербурге Михаил Коломыцев. - Забирать у детей телефоны - значит нарушать их права. Кроме того, статья 18 закона «Об образовании» предусматривает наличие в школах электронных ресурсов. В документе также прописано, что каждое учебное учреждение вправе принять свои нормы внутреннего распорядка с учётом мнения учеников и родителей. Соответственно, можно утвердить такие границы и для цифровых устройств».

 Лишь бы не общаться? 

«Я к использованию телефонов на уроках отношусь отрицательно, - высказал своё мнение сопредседатель Совета отцов Петербурга Роман Тюльпанов. - Электроники, виртуального мира и так слишком много в нашей жизни. Воспитываю двух сыновей и хорошо вижу отличия поколений. Моё детство прошло во дворе, в компании таких же пацанов с игрушечным автоматом в руках. Сегодня «игрушка» старшего сына - компьютер, младшего - планшет. Телефон стал «волшебной таблеткой» не только для детей, но и родителей - даёшь гаджет ребёнку, и он спокойно смотрит мультики, переписывается в соцсетях. Взрослые в это время делают что угодно, но не общаются с ним. Так что проблема более глобальная. Кстати, знаю учителей математики, которые работают по учебникам 60-х годов. Почему? Потому что в Интернете нет решений задач этого периода. Получается, телефоны мешают и педагогам». 

«Хотим или нет, но мы все живём сегодня в цифровом мире, - призывает взвешенно отнестись к ситуации академик РАО, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена Лариса Цветкова. - Значит, надо его хорошо знать и применять с наибольшей пользой для себя. В этом плане система образования, с одной стороны, должна опережать время, с другой - минимизировать риски для детей. Сделать так, чтобы их пребывание в школе было максимально комфортным и полезным». 

В итоге в Петербурге принято такое решение: в течение сентября во всех школах учителя, ученики и родители вместе обсудят, по какому пути пойти. Цель одна: сделать так, чтобы гаджеты были не помехой здоровью и учёбе, а помогали заниматься и развиваться.

   
   

Что нового введут в школах страны с 1 сентября 2019 г.

Фото: Фотобанк pixabay.com

Второй иностранный
В прошедшем учебном году второй иностранный язык был введён в 6-9-х классах в качестве эксперимента. Его изучали в профильных школах и гимназиях, работающих в опережающем режиме. Результаты оказались положительными, и планируется, что с 1 сентября 2019 года второй иностранный должен появиться в расписании общеобразовательных школ. В Петербурге, помимо популярного английского, в школах изучают немецкий, французский, испанский, финский, итальянский, китайский, японский и другие языки. 

Культурные нормативы 
С 2019 года стартует пилотный проект «Культурные нормативы для школьников», который призван знакомить новое поколение с наследием страны. Ученики, добровольно решившие принять участие в программе, будут посещать музеи, выставки, концерты, премьеры фильмов и т. д. О своих впечатлениях они расскажут в дневнике, который можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Петербург в текущем году не попал в число пилотных регионов, однако работа в этом направлении будет усилена. 

Родной язык и литература 
В учебном плане появятся три новых предмета: «Родной язык», «Родная литература», «Литературное чтение на родном языке». Для этого в расписание добавят три академических часа. Предполагается, что новшество позволит хорошо выучить не только русский, но и другие языки народностей России. Даст возможность детям лучше познакомиться с особенностями родного края.

Экзамены станут сложнее 
В профильном министерстве намерены пересмотреть варианты контрольно-измерительных материалов (КИМов) для выпускников средней школы (9-й класс). Нынешние задания аттестационные комиссии посчитали недостаточно сложными. С 2020 года «простые» вопросы, где необходимо выбрать один верный ответ, сократят. Также будут пересмотрены минимум и максимум итоговых баллов, изменится количество заданий. 

Служба психологов 
И в младших, и в старших классах дети нуждаются в поддержке. Этим занимаются школьные психологи. Но если раньше в лицее или гимназии работал один  представитель такой службы, а часто его не было совсем,  сейчас вводится норматив: одна ставка на 300 детей. Простой расчёт показывает:  в большие школы  можно будет принять 2-4 специалиста. Это значит, что работа будет вестись ещё более тщательно и индивидуально.

Смотрите также: