Как правило, к их созданию педагогов-энтузиастов подталкивают запросы родителей, которые хотят дать своим детям нечто большее, чем переполненные районки. Козырные карты таких НОУ — небольшие классы (по 10 — 12 человек) и гибкость расписания. Помимо обязательной программы приветствуются и нестандартные методы, вплоть до дистанционной и брейн-ринговой формы обучения. Отсюда разнообразие жанров — пансионы, классы мастерства, различные педагогические центры.
Соотношение учителей и учеников обычно 1:3. Прибавьте «доставку» детей к школе и обратно, что немаловажнов наши дни, медицинское обслуживание, питание, социальные услуги.
Словом, принцип один: школа идет навстречу ребенку, а не наоборот. Вы уверены, что ваш сынишка вундеркинд? Тогда ему подойдет школа раннего развития (ШРР), куда детей отправляют едва ли не в 3 — 4 года. Нужно совместить уроки с серьезными занятиями спортом, музыкой, съемками в кино? Эти проблемы решит экстернат. Кстати, туда приходят и ребята, не выдержавшие конфликтов с педагогами или сверстниками.
Замечу, что в последнее время «сложных» детей все больше «поставляют» состоятельные семьи. Сказывается недостаток родительского тепла, когда взрослые, закрученные бизнесом, просто не успевают уделять время своему ребенку. На выручку и приходит школа.
— Что бы ни случилось, на первом плане — уважение к личности каждого ребенка, его индивидуальности, — убеждена заслуженный учитель России, директор гимназии «Альма Матер» Татьяна Щур.
Уроки ведут… родители
Более того, такие школы часто становятся единым организмом, работающим в связке «дети — родители — педагоги». Здесь свято уверены: чтобы ребенок не только получил хорошее образование, но и вырос достойным человеком, семья и школа должны действовать вместе. А значит, в родителях видят не обузу или, наоборот, спонсоров, а полноправных партнеров, готовых постоять за общее дело.
Бережное отношение друг к другу — хороший тон таких учебных учреждений. В некоторых, например, принят «родительский час». Папы и мамы выступают в роли экспертов или могут сами предложить тему занятия и даже провести урок. В конце года им выдают «психологические портреты» их чад. Часто даже замечания педагоги стараются делать в корректной или шутливой форме, что действует лучше окриков и внушений. А зачеты оборачиваются не строгой проверкой знаний, а «презентацией достижений». Подкупает и такой нестандарт.ный ход исправления ошибок: ученик сам себе пишет письмо и советует, как лучше исправить недостатки.
Конечно, дети, выросшие в такой атмосфере, выделяются своей незаурядностью. Не случайно с частными школами активно сотрудничают Эрмитаж, Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Университет им. А. И.Герцена, Российская академия образования, международные фонды, ведущие вузы города. Действуют с прицелом. 80% «частных» выпускников становятся студентами высшей школы.
…Еще лет десять назад в шкале жизненных ценностей горожан образование занимало среднее место между «мерседесом» и отдыхом на Кипре. Сегодня оно становится приоритетом для большинства семей. А раз есть спрос, есть и предложение.
При выборе частной школы:
1. Попросите администрацию предъявить лицензию — ее получают в Министерстве образования. Посмотрите на срок действия, чтобы он не заканчивался через год. Лицензия отсутствует — идите в другую школу.
2. Обратите внимание на аккредитацию, которую выдает Комитет по образованию города. Она не должна истекать «завтра». Если документ отсутствует, поинтересуйтесь, собирается ли школа проходить такую процедуру. Нет? Тогда хорошенько подумайте. Вашему ребенку могут не выдать аттестат государственного образца.
3. «Изучите» договор аренды. Надо точно знать, в каких рамках он действует, на каких основаниях предоставляется аренда. Плохо, если школа занимает помещение внутри какого-то здания. При малейших перебоях с «квартплатой» над ней нависнет угроза выселения.
4. Посмотрите, кто учредил школу и кто ею руководит.
5. Тщательно проштудируйте устав и договор с родителями. Не стесняйтесь, спрашивайте о стоимости обучения, пакете услуг, учебных программах, питании, медицинском обслуживании. Чем больше вы будете знать о школе, тем лучше.
Семь первых впечатлений…
1. Общий вид школьного здания. Евроремонт — не главное, школа не Зимний дворец. Важно ощущение аккуратности и ухоженности.
2. Запах. Если он вам неприятен, это будет раздражать всегда.
3. Звучание — прислушайтесь к его силе и общему тону школы. Резкие звуки наименее уместны.
4. Приветливость всех, кого вы встретите. Важно желание вам помочь.
5. Открытость — возможность достаточно быстро получить ответ на свой вопрос.
6. Доступность и своевременность информации. Посмотрите, что и как представлено на стендах, возможно, там отражены события «столетней» давности.
7. Организованность — уборщица, елозящая тряпкой по вашей обуви, не лучший показатель.
… и три следующих
— Обойдите вокруг школы. Посмотрите, нет ли за углом «курительной площадки» для учителей и учеников.
— Если удастся — послушайте, как разговаривают друг с другом дети.
— Посмотрите на внешний вид школьников (пирсинги, макияж). Хотите, чтобы ваш ребенок выглядел так же?