Заслуги Сталина
- Просто удивительно, чудовищно. Если мы и дальше будем так готовить наших школьников, представляете, какие знания у них будут о периоде войны!
Это слова Дмитрия Медведева, который пару месяцев назад раскритиковал тренировочные тесты по ЕГЭ. Президент привел пример, когда школьникам нужно было ответить на вопрос: «Что является следствием коренного перелома в годы войны?». Варианты предлагались следующие: выход Японии, распад антигитлеровской коалиции, расстрел всех военнопленных, находившихся в советском плену.
Такие перлы - далеко не исключение. В одном из заданий по истории учеников просили обосновать: «культ личности Сталина разоблачен заслуженно, или деятельность этого политика была благом для страны?»
- Большинство ребят писали о «заслуженном разоблачении», - комментирует ситуацию методист Центра истории и обществознания Академии постдипломного образования, заслуженный учитель России Юрий Рябов. - Но некоторые сознательно делали упор на оправдании сталинизма. Я очень хотел бы с ними поспорить, но - не могу. И вынужден ставить высокий балл: доводы выстроены логично, а больше от ученика ничего не требуется.
Кому нужны яркие образы!
Чтобы подготовиться к «единому», не надо мыслить, рассуждать, иметь свою жизненную позицию. Достаточно зазубрить свод дат, событий. Но разве это знания?
- Усвоил ли ученик факты - да. Какие при этом он испытал чувства, эмоции - никого не интересует, - уверена доцент РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель председателя предметной комиссии Регионального центра оценки качества образования Людмила Искровская. - Как, например, через бесстрастные тесты определить эмоциональный отклик ребенка на события в блокадном городе? Вот и получается, что некоторые дети прекрасно решают части «А» и «Б», но не могут внятно выразить мысль. Какая уж тут нравственность, жизненные ориентиры. ЕГЭ учит правильно ставить галочки, и часто выигрывает тот, кто особо не задумывается.
С 2009-го экзамен стал законом, а законы надо выполнять. Среди питерских выпускников 12 тыс. выбрали историю, 20 тыс. - обществознание, 37 тыс. - математику (она - обязательна). Всего запись шла по 14 предметам. А раз так, ученик начинает налегать на нужные дисциплины и забрасывает остальные. Школа же волей-неволей переходит на «натаскивание» по ЕГЭ.
- Дошло до того, что меняется сама основа составления учебников. Уже не требуются издания, где события представлены ярко и образно, - сокрушается профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Зарубин. - Сегодня в моде так называемые «hand-books», карманные книги. Они лучше всего подойдут для механического запоминания. Что-то наподобие правил дорожного движения в автошколе.
Где выход? Специалисты видят его в промежуточных экзаменах, так называемом малом ЕГЭ, который собираются запустить в 9-м классе. Это хоть как-то может стимулировать детей и оживить весь процесс. Соответствующие предложения уже внесены в Госдуму. Исправить положение должно и профильное обучение. Но это в будущем. Пока же опытные педагоги прямо говорят: за 2 часа в неделю, которые отводятся в старших классах, например, на историю, ни предмет нельзя выучить, ни ЕГЭ осилить.