Его таланта и энергии хватает на многое. Он организует городские олимпиады, читает лекции в университете, учит алгебре девушек-филологов, пишет учебники, создает сайты, на которые ориентируются коллеги из всей страны. Ученики зовут его Дмитрием Дмитриевичем, а за глаза - просто ДД.
- Говорят, у вас невозможно быть двоечником. Вы так умеете объяснить формулы и многоступенчатые уравнения, что понимают самые бестолковые.
- Это все индивидуально. Учитель для себя решает: этот ребенок нуждается в особом внимании, этот хочет специализироваться и ему требуется углубленное понимание предмета. Но ничего страшного, если в какой-то момент ученик тебя вовсе не слышит. Может, он плохо себя чувствует или влюбился. Однако надо отличать временное от постоянного. Молодого человека, которого сейчас что-то сильно заботит, вообще лучше не трогать. Но если он долго пребывает в прострации - надо помочь. Иначе ребенок может забросить учебу, а педагог - упустить что-то важное.
- Считается, что самые больные дети - врачей, а самые запущенные - учителей…
- Один свой ребенок или 30 государственных - каждый должен сам решать этот вопрос. У нас как? Преподаватель, который ведет предметы, одновременно является и классным руководителем. Конечно, его на все и всех не хватает. Вот если бы ввести освобожденную должность наставника! Сейчас набирают популярность школы продленного дня. Кстати, это мировая практика, когда ученик изначально находится под крылом гимназии или колледжа до 5 - 6 часов вечера. И вопросы свободного времени подростка там решаются отнюдь не за счет учителя химии.
Школа как армия
- За рубежом много других крайностей: там, например, взаимоотношения школы и родителей порой напоминают армейские порядки.
- Да, к некоторым «альма-матер» не подступиться уже за сто метров. Ограда, служба безопасности. Можно прийти, только если вызвал директор и есть разрешающий документ. У нас практика другая: всех пустить, поговорить, даже если у тебя 15 минут и надо подготовить лабораторный практикум.
В европейской школе вообще многие вопросы решаются в письменном виде, чего нам, считаю, не хватает. Например, напротив отметок об успеваемости каждый учитель пишет свои предложения. И родители видят не только голую оценку, но и всю картину знаний. С комментариями. Чем плохо? Оценки тоже разные. Ставится, скажем, низшая или высшая по классу. То есть определяется еще и место ученика в коллективе, что весьма важно.
- Демократия - это хорошо, но известно: наш четвероклассник в их седьмом - отличник.
- Не все так однозначно. На одной из конференций я предложил разместить на портале фонда «Династия» варианты выпускных экзаменов разных стран. И сравнить требования. Они высоки. Действительно, когда наши дети приезжают на Запад, по уровню подготовки они на голову выше. Но дело скорее не в реальных успехах, а в системе образования. До 9-го класса программа на Западе растянута: многого не требуют, пласт информации небольшой. Но потом все меняется. В старших классах вводится специализация, и в ее рамках очень интенсивно подросткам вкладывается в голову большой объем знаний. В итоге зарубежный выпускник на выходе знает больше, чем наш ребенок, специализирующийся в предмете.
А экзамены? В той же Франции не бывает устных испытаний. С 1-го по 12-й класс - письменные. Но согласитесь: письменно излагать свои мысли сложнее. У нас же устные экзамены длятся по 5 часов кряду. Вчерашний школьник, студент 1-го курса, приходит к 10 утра и выходит в 7 вечера.
- Со следующего года вводится ЕГЭ, возможно, он все расставит на свои места. Правда, родители массово протестуют.
- Давно пора ввести. Что плохого в ЕГЭ? На мой взгляд, это весьма объективная система. Проверяются творческие способности, грамотность, системное мышление. У нас ребенку предлагается в сочинении по 6 часов импровизировать на неизвестную тему и стараться не делать ошибок. Кроме того, ЕГЭ - удар по коррупции. Предположим, ученик знает на «двойку», и ему надо ее поставить. Но прибегают 40 человек и начинают говорить, что «своим» неудом вы помешаете ребенку выбиться в люди. «Четверка» вместо «тройки» - постоянный нравственный выбор, хотя я говорю не о себе. Письменный экзамен такую дилемму устраняет. Даже неизвестно, кто что написал. Так учителя сродни судьям.
Где лучше ставить мельницу?
- Сегодня отношения между учеником и учителем изменились. Вы связываетесь со своими воспитанниками через «Контакт» и «Одноклассников». А когда-то учителя приходили в дом...
- Классный руководитель - не закадычный приятель, а именно руководитель. Считаю, пока ты не увидишь явных проблем, т. е. ребенок не мыт, не чищен и с синяком под глазом, - навязываться не надо. Нынешние дети другие, они выросли в иной ситуации. Сравню с собой. Когда 15 лет назад я заканчивал школу, сколько было мобильных телефонов? Единицы. Штучными оставались компьютеры, никакого Интернета, несколько каналов ТВ. Сейчас это привычный повседневный мир. А с молодежью надо говорить на языке поколения.
- В наши дни и творчество Пушкина скомкано до брошюры, а «Анна Каренина» предлагается в усеченном виде на 6 страницах. Не лучше все-таки взять книгу?
- Я не против сокращенной классики. Человек в любом случае познакомится с сюжетом, а это лучше, если он не узнает его вовсе. Потом, возможно, захочет прочесть роман целиком, обратит внимание на детали, язык. Так что пусть едет в электричке в Петергоф и читает в компьютере «Войну и мир».
- Почему наши дети, решая западные тесты, показывают низкие результаты? В итоге в Европе мы по математике на обидных местах.
- Потому что другому учим. Годами штудируем историю, математику, а что в итоге помним? Что такое «васаби», современный пятиклассник узнает за минуту из Интернета. Зачем запоминать, если можно навести справки? Это все равно что зубрить телефонный справочник наизусть. Мы же вкладываем справочную информацию, вместо того чтобы научить ею пользоваться. В итоге хромает логика. Вот задача, с которой с трудом справляются российские дети. «Перед вами графики силы ветра в течение года в 3 разных местностях. Укажите, где лучше поставить мельницу?» Ребенок должен сказать: там, где ветер дует сильнее и равномернее. Наши школьники рисуют кривые, но это простое заключение многим не по силам.
- Хочу вас поздравить. Накануне Дня учителя губернатор вам вручила сертификат на новую 2-комнатную квартиру на улице Оптиков.
- Спасибо. Действительно, ее выделили в рамках программы «Жилье работникам бюджетной сферы». Но это не подарок. По договору я должен буду вносить 17 тыс. рублей ежемесячно на протяжении 10 лет. Все равно это здорово, потому что сейчас живу в 15-метровой комнате коммунальной квартиры на первом этаже ветхого дома.
- Последние исследования ВЦИОМ показывают, что авторитет учителя растет.
- Да, в массовом сознании уважение остается. Да и для самого учителя каждый урок - как спектакль. Он словно актер, постоянно на сцене и все время в главной роли. Но давайте посмотрим с другой стороны: сколько бы человек хотели стать на это место, у доски? Мало. И это тоже показатель профессии.