Список Ломоносова. Как пробудить у ребенка любовь к чтению?

Можно ли привить ребенку любовь к книгам? © / pixabay.com

На этот и другие вопросы отвечает доктор филологических наук, профессор СПбГУ Юлия Балашова. Она рассказала, как ребенка приучить к чтению и кого из современных авторов стоит почитать взрослым.

   
   

Не перегружайте детей!

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Список книг на лето школьникам начали давать только сейчас?

Юлия Балашова:- Советская система образования многое унаследовала от дореволюционной. Тогда гимназистам тоже давали список книг на лето. Это правильно, ведь во время каникул можно погрузиться в произведение не спеша, для собственного удовольствия. Другое дело, что не стоит перегружать детей: желателен баланс между серьезной литературой и развлекательной, присутствие зарубежных и современных авторов.

Как приучить ребенка к чтению? Конечно, многое зависит от воспитания и семейных традиций, но есть и педагогические методы воздействия. Например, на Западе дети знают: ты можешь не читать, не учиться, но это значит, что аттестат ты получишь с низкими баллами, в хороший университет не по-
ступишь и, как следствие, у тебя будет более низкий уровень жизни. Это вполне работает и у нас. Второй момент - творческое стимулирование, которое в российской системе образования значительно уступает академизму. Вот прочитали семиклассники оду Ломоносова - пусть сделают по итогам инфографику, коллективный проект или хотя бы посмотрят о писателе фильм. Все это повысит к произведению интерес.

Еще должна быть привязка к злободневному контексту. Например, в американской школе в классической литературе пытаются вычленить актуальную социальную проблематику. Так, читать Шекспира детям тяжело, и школьники смотрят по его произведениям фильмы, выявляют и рассматривают универсальные типы шекспировских конфликтов в современном мире. Правда, нередко медийные интерпретации затягивают так, что про сами тексты уж и не помнят. В нашей системе образования первоисточник все же на первом месте.

- Чем отличается школьная программа по литературе в России и за границей?

- В англосаксонском мире тяготеют к преподаванию литературы через сквозные дисциплины - историю страны, английского языка. Идет мощное ориентирование на национальную традицию. Я как-то разговаривала с американской учительницей, и она отметила, что русская литература - это прекрасно, назвала несколько имен, но, как оказалось, ничего не читала. Для русской школы это нонсенс. Мы в литературе абсолютные глобалисты, знаем авторов с разных континентов, и это замечательно!

   
   

А избежать чрезмерной загруженности помогают несколько методологических принципов обучения. Во-первых, необходима цикличность. Условно говоря, мы проходим Пушкина: сказки в младшей школе, стихи в средней, а «Евгения Онегина» в старшей. Происходит не бесконечное наращивание новых имен, а постижение одного и того же на разных уровнях погружения. Во-вторых, в школе не надо углубляться в историко-литературный процесс, специфику эпох, преемственность, влияние социально-культурной среды. Оставьте это филологам. Основной должна быть ориентация именно на текст, а не контекст.

«Архипелаг ГУЛАГ» через Дудя

- Школьные учителя отмечают, что даже в не столь сложных произведениях Пушкина, Грибоедова или Шукшина дети половину не понимают. Непонимание не рождает отторжение?

- Мы слушаем зарубежные песни и тоже не всегда улавливаем смысл, но это не мешает нам наслаждаться музыкой. Если литературный текст написан классно, дети чувствуют его магию и потенциально ощущают его глубину. Я не вижу в этом проблемы. У всех, даже образованных людей, есть моменты субъективного восприятия слов. Я, например, долго думала, что в строчках Пастернака:

«Я говорю про всю среду//С которой я имел в виду// Сойти со сцены, и сойду» - «среда» - день недели, а это не так.

- На днях депутат Госдумы предложил заменить в школьной программе «Архипелаг ГУЛАГ» на Библию. И такая попытка - далеко не первая. Как вы это оцениваете?

- Мне страшно не нравится та антисолженицынская кампания, которая у нас периодически возникает. И Библию, и Коран, и «Архипелаг ГУЛАГ» можно и нужно изучать в школе, и одно другому не противоречит. Стремление убрать Солженицына связано с тем, что в нашем обществе все еще не произошла десталинизация. Процесс начался при Хрущеве, продолжился в перестройку, но времени не хватило.

Да, «Архипелаг» детям читать тяжело, но - через реконструкцию общественно-политических, историко-культурных реалий, в конце концов, через фильм Юрия Дудя про Колыму - школьникам важно объяснить, что в сталинское время имел место геноцид собственного народа. Библию тоже нужно изучать, но не как символ веры, а как основу художественной образности в мировой культуре и литературе.

 - Периодически у нас возникают и антинабоковские кампании. Хотя еще лет 10 назад «Лолиту» спокойно изучали в школе...

- Ни одно из произведений Набокова не может негативно повлиять на нравственность молодых людей. Не обязательно изучать «Лолиту» в школе, но о том, что есть такой роман и писатель, составивший славу русской культуры на Западе, школьники должны знать.
К слову, мои студенты испытывают к Набокову значительный интерес. Видимо, в том числе, благодаря запретам.

Табуированные по «моральным соображениям» книги, все эти возрастные маркировки бесполезны: невозможно перенести особенности, работающие в кино и СМИ, на литературу. Доходит до смешного. Когда мы с первокурсниками изучаем литературу XX века, они в свои 17 лет не могут легально купить в книжных магазинах целый ряд произведений. Но есть библиотеки, есть Интернет, и они ощущают обаяние и андеграундной прозы Венедикта Ерофеева, и абсурдистских стихов Даниила Хармса, и других авторов, небезупречных с позиций догматической морали.

- Кого из современных авторов вы бы порекомендовали почитать во время отпуска?

- Из петербургских писателей - Евгения Водолазкина, это настоящая, классическая проза. Менее сложный, но такой же интересный стиль у моего коллеги Андрея Аствацатурова, рекомендую его роман «Не кормите и не трогайте пеликанов». Подчеркну - новые книги важно читать именно в бумаге. Необходимо физически контактировать с ними: водить пальцем по строчкам, переворачивать страницы, возвращаться к каким-то абзацам. Тогда текст воспринимается по-другому.
И обучение детей чтению должно происходить через бумагу. Пусть играют в видеоигры, сидят в гаджетах, но книги необходимо читать бумажные.

Смотрите также: