Важная часть культурного кода любого народа мира – игры. Они позволяли не только повеселиться, завязать новые знакомства и сбросить напряжение, но и развивали те качества, которые были наиболее востребованы на территории. У одних народов это были хитрость и холодный расчет, у других – смелость и сила.
Взятие снежного городка
Эта народная забава, изначально популярная у казаков Сибири, стала частью массовых гуляний на Масленицу.
В XVIII веке снежную крепость строили прямо на льду Невы. В центре сооружения делали прорубь. Такую крепость штурмовали на конях. Защитники отбивались снежками, прогоняли коней сучьями и метлами. Когда крепость, наконец, была взята, победитель, который первым врывался в снежный городок, должен был окунуться в прорубь.
Масленичную потеху, правда, на берегах Енисея, изобразил на своей картине Василий Суриков, сегодня полотно хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Шапочки
Эта игра известна во многих областях России, и обычно шапочки устраивали на ярмарках.
Смысл народной забавы прост – нужно забрать с головы шапку соперника, при этом сохранив на челе свою собственную. Важно именно сорвать головной убор: сбивать или поднимать с земли упавшую шапку нельзя, как и поправлять свою. Победителем выходил самый ловкий и быстрый, так что с собой он забирал не только аплодисменты зрителей, но и головной убор соперника. Это могла быть кепка, папаха, ушанка. Кстати, отсюда пошла поговорка: «Поехал на ярмарку в шапке, вернулся в двух». Но касается она только самого удачливого игрока.
Кююккя
Финны и карелы играли в командную игру под названием кююккя (по-карельски «чурочка») – это городки, только на северный манер.
На небольшую игровую площадку из двух квадратов выходили две команды по два или четыре человека. Перед каждым квадратом выставляли 20 пар кююккя – небольших березовых цилиндров. Игроки должны битой выбить кююкки (лучше всего все одним ударом), но сделать это по определенным правилам. Например, нельзя долго готовиться к броску или заходить за линию.
Традиционно проигравшая команда катала победителей на спинах вокруг площадки. Точная дата возникновения кююккя неизвестна. Первые упоминания о ней датируются 1828 годом, когда путешественник Элиас Леннрот описал детские игры на территории современной Карелии. Но считается, что игре многие сотни лет. До сих пор она популярна в Карелии и даже входит в региональный комплекс ГТО республики. В июле 2021 года состоялся первый чемпионат России по городошному спорту по дисциплине кююккя, в соревнованиях принимали участие спортсмены со всего Северо-Запада, в том числе и из Санкт-Петербурга.
Кила
Эта русская народная игра в мяч уходит корнями во времена Новгородской республики.
В отличие от привычного нам футбола, игроки в килу могли использовать руки, ноги и любые части тела, лишь бы занести мяч в зону противника. Игра содержит элементы единоборства (что привлекало молодых крестьян и мальчишек), но прямые удары в ней запрещены.
В килу играли две команды из пяти человек, еще несколько игроков сидели на скамейке запасных, менять их можно было в любой момент. Побеждали те, которые трижды загнали мяч в чужую зону. Кстати, мяч в игре внешне похож на тыкву и весит не меньше полутора килограммов. Шили его из кожи, набивали шерстью, мхом и соломой.
Эта игра позволяла не только развить физическую силу и ловкость, но и учила работе в команде. В килу обязательно играли на масленичной неделе, а по некоторым сведениям крестьяне с помощью игры решали, кому достанутся самые рыбные места на озере.
Кстати, несколько лет назад в России была основана Межрегиональная общественная организация развития русской традиционной игры Федерация килы, а в Санкт-Петербурге состоялся открытый турнир по киле «Воля судьбы».
Куреш
В период Сабантуя, Джиена и Акатуя и других праздников тюркские народы устраивали борьбу на поясах, которая называется куреш. Победителем в этой схватке всегда был самый ловкий и активный игрок.
Правила боя просты: борцы становились друг напротив друга в стойку и пытались побороть соперника, придерживая его за кушак или полотенце. У татар было запрещено бороться с использованием ног, в отличие от чувашей и казахов. Поединок длился не больше четырех минут, после чего судья объявлял победителя.
Сегодня борьба на поясах официально включена в список неолимпийских видов спорта. Она культивируется в 40 регионах России. Так, в Татарстане и Башкортостане проводятся чемпионаты по борьбе куреш. А в Санкт-Петербурге работает Федерация борьбы на поясах.
Кох
С давних времен армяне проводили соревнования по национальной борьбе. Борцы выходили на ковер в специальных халатах с мягким поясом под мелодии духовых инструментов (дудка и зурна), а перед боем танцевали небольшой танец.
Существует несколько разновидностей кох – это борьба на коленях, в стойке или верхом на лошадях. Схватка длится не более 10 минут, а выигрывает тот, кто первый смог бросить соперника спиной на землю или вытолкал за пределы поля боя. Победитель исполнял победный танец, если об этом просили зрители и судьи.
Борьба кох известна почти полторы тысячи лет, о ней писали еще древние персы, которые проходили через территорию Армении. Сцены борьбы можно увидеть и на стенах церкви на острове Ахтамар в Турции. Обычно игрища армяне устраивали перед свадьбами, в борьбе участвовали родители жениха, но победить в шуточной схватке всегда должна была мать.
Чидаоба
У грузинского народа популярен древний вид единоборства, который, согласно мифам, берет свое начало со времен поединков первых людей с животными. Название состязания чидаоба так и переводится – схватка человека и зверя.
Суть борьбы такова: борцы выходили на ковер в специальном костюме с засученными рукавами и перед боем исполняли грузинский танец картули или палавнури. После начинается схватка в быстром темпе: игроки делали захваты за любое место выше пояса, использовали подсечки и подножки. Выигрывал тот, кто бросил противника на спину. Если соперник упал на живот, то победа не засчитывалась. Обычно борьба длилась до пяти минут или победы одного из бойцов.
Доподлинно неизвестно, когда была сформирована игра и ее правила, но принято считать, что еще в XII веке грузинский народ устраивал чидаоба и особенно часто в преддверии праздников: Дня Святого Георгия, Мцхетоба и тому подобных.
Изначально борьба была популярна у крестьян, но уже в конце XIX – начале XX веков в Грузии сложилась каста борцов-профессионалов. Многие элементы из грузинской борьбы перекочевали в самбо.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.