Народ великой степи. Как калмыки докочевали до Петербурга

Калмыки стараются сохранить свою самобытность. © / Администрация Санкт-Петербурга

С XVI века, впервые оказавшись в России, калмыки проделали огромный путь по территории нашей страны. В истории народа было много тягот, скитаний, страшных сражений, прежде чем они обрели дом, в котором воцарился мир. Для тысяч калмыков этот дом сегодня – в Петербурге.

   
   

Отставшие

Калмыки произошли от ойратских племен (ойраты – западные монголы. – Прим. ред.), мигрировавших из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий в конце XVI века. С этим отделением от ойрат-монголов связано и название калмыков, произошедшее от татарского слова «калмак», что значит «отставшие», «отделившиеся». По одной из версий, это отделение также могло быть связано с отступничеством калмыков от шаманизма в пользу принятия буддизма. Сами калмыки называют себя «хальмг», что также значит «остаток» или «отколовшиеся».

Переселение калмыков было связано с постоянными междоусобицами на родной земле и дефицитом пастбищ. На новых территориях народ вел кочевую жизнь, занимался скотоводством и налаживал торговлю с местными. Правивший в то время Иван IV эту торговлю всячески поощрял и склонял калмыков к русскому подданству. После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 года уже при царе Василии Шуйском в Москву прибыли первые калмыцкие послы. А 20 августа 1609-го царем подписана Грамота Приказа Казанского двора, в которой были сформулированы условия подданства калмыцкого народа. Калмыки получили официальное право торговать, перемещаться со скотом от Иртыша, Урала до низовьев Волги и Дона и нести службу по охране южных границ России. Так было оформлено добровольное вхождение калмыков в состав русского государства – историческое событие для обоих народов. Калмыки получили законное основание для жизни на новой для них территории и смогли избавиться – на время – от кровавых междоусобиц. Россия же получила в лице калмыков хорошего торгового партнера и надежного союзника в борьбе с внешними врагами: Калмыцкое ханство представляло из себя мощную силу в размере 70–75 тысяч конных воинов. Некоторые историки считают, что боевой клич «Ура!» в России «вырос» именно из калмыцкого «уралан» – «вперед».

Кстати
До конца года в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга можно увидеть уникальные экспонаты исторического прошлого Калмыкии на выставке «Народы Великой степи: буряты, калмыки». Многие из представленных предметов стали доступны широкой современной публике впервые. Например, конское седло и упряжь калмыков, войлочная попона верблюда или национальный костюм калмыцкой замужней женщины, который к 300-летию Дома Романовых подарила императору калмыцкая княжна Тундутова. А снаряжение и костюм калмыцкого воина до этого был на выставке еще в 1902 году. Организаторы считают эту выставку крайне важной для народа, утратившего многие этнографические памятники из-за репрессий.

Трагичное прошлое

Став российскими подданными, калмыки стали осваивать сухие, безводные степи юго-востока европейской части страны. Так появилось еще одно русское слово «захолустье», образованное из калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние люди». Огромные, некогда практически безлюдные территории с приходом калмыков наполнились многочисленными стадами различных сельскохозяйственных животных, в том числе ранее здесь не виданных, например, верблюдов. Однако позже эти земли стали осваивать русские помещики и крестьяне, а пастбища калмыков начали сокращаться. Несколько холодных зим, запрет на свободную продажу хлеба, возвращение междоусобиц – все это подкосило храбрый народ. В январе 1771 года начался массовый исход калмыков с русских территорий, а весной Екатерина II ликвидировала и Калмыцкое ханство. Оставшиеся группы калмыков были включены в состав Уральского, Оренбургского, Терского, а позже и Донского казачьих войск.

В XX веке калмыки подверглись гонениям: в 1943 году они были депортированы в Сибирь в качестве наказания за якобы массовое противодействие органам Советской власти и борьбу против Красной армии. Существовавшая на тот момент Калмыцкая автономная советская социалистическая республика была ликвидирована. Эту депортацию историки называют национальной катастрофой калмыков: в ссылке умерли более 40 тыс. человек. Реабилитировали калмыков в 1956 году. А в 1994-м была принята Конституция Республики Калмыкия.

Как живется на севере?

В Санкт-Петербурге численность калмыков с начала XX века стремительно растет. В 1926 году их насчитывалось всего 28 человек, в 2010-м уже почти 1,3 тысячи. Сегодня, как говорят в сообществе местного Калмыцкого землячества, представителей этого народа в Северной столице может быть от 5 тыс. до 15 тыс. человек. Однако живут они довольно разрозненно, мини-группами, родами, общаясь только с близкими родственниками. Выросли уже поколения петербургских калмыков, не знающих родной язык. Многие калмыки наряду с бурятами посещают буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй», но в основном земляки встречаются во время национальных праздников. Например, традиционный праздник монгольских народов Цаган Сар. Его еще называют праздник Белого Месяца, знаменующий наступление Нового года по лунно-солнечному календарю и приход весны. Считается, что Цаган Сар – это символ обновления человека и природы, и современные калмыки не позволяют себе его пропустить. По возможности они отправляются в Республику Калмыкию, чтобы встретить Цаган Сар в кругу семьи. Но для многих Северная столица стала домом, и здесь для них организует праздник Калмыцкое землячество Санкт-Петербурга. Представители этого народа могут встретиться с земляками, услышать родные мотивы. Организуется грандиозный концерт, на который приезжают звезды Республики Калмыкия, детские и юношеские ансамбли. Выступают и местные калмыцкие коллективы. Другой ежегодный праздник, который не обходят петербургские калмыки, называется Зул, что в переводе на русский означает «лампада». Его еще именуют Новым годом и национальным Днем Рождения, который объединяет калмыцкий народ. Считается, что в этот день родилась Вселенная, и в Республике Калмыкия этот день объявляется выходным.

   
   

С самого утра калмыки принаряжаются, зажигают лампады, накрывают праздничный стол, на котором обязательно должны присутствовать борцоки – пшеничные пирожки, пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай Джомба. Это особый плиточный чай – чай кочевников, который готовят на молоке с добавлением соли, специй, масла яка или бараньего жира (современные калмыки его заменяют сливочным. – Прим. ред.). Ингредиенты варят на медленном огне, пока объем не уменьшится вдвое. На выходе получается густой отвар насыщенного вкуса, аромата и высокой питательной ценности. При содействии Центра межнационального и межконфессионального согласия «Зов Земли» в Петербурге Зул также отмечают концертом, мастер-классами по блюдам традиционной калмыцкой кухни и встречей земляков.

Живущие в Петербурге калмыки независимо от возраста могут заняться национальными танцами в ансамбле «Байн Цаг» под руководством небезызвестного в городе хореографа Дорджи Болдырева. Этот коллектив постоянно участвует в городских концертах и праздниках, различных фестивалях и конкурсах. Еще одно популярное у современных калмыков направление национального досуга – занятия борьбой «ноолдан», что в переводе означает «драка». Тренировки также доступны для всех возрастов. «Ноолдан» появился в XVII веке как одна из важных частей воспитания калмыцких воинов. В наши дни разработаны официальные правила соревнований по калмыцкой борьбе, а «ноолдан» получил статус учебной дисциплины.

История: почему калмыки были отличными воинами?

Жизнь кочевников сурова – калмыки не нежили детей, а учили их стойкости и терпению. С трехлетнего возраста мальчики начинали ездить верхом, с 5–6 – пасти скот и сопровождать взрослых на охоте. К 12 годам это уже были лихие наездники, которые умели читать следы, искать и отбивать украденных животных у обидчиков. Большую роль в воспитании играла облавная охота, когда мужчины и подростки создавали огромный круг, а потом постепенно сжимали его, как бы запирая зверей в этой ловушке. Фактически это была крупная войсковая операция длиною в несколько месяцев, успех которой зависел от синхронности действий участников.

Неудивительно, что противники калмыков поражались их умению действовать «как один человек». Калмыки сызмальства учились контролировать свои негативные эмоции, не показывать страх, боль. Говорят, даже простой вздох считался грехом. Калмычки не кричали даже во время родов. Это умение контролировать себя делало калмыков отличными воинами.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.