Социолог: семья для петербуржцев важнее собственного здоровья и денег

Директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, доктор психологических наук, профессор Валентин Семенов рассказал корреспонденту «АиФ-Петербург», чем современный петербуржец отличается от петербуржца 60-х, почему горожане перестали ценить интересную работу и какова роль религии в жизни обитателей Северной столицы.

   
   

Деньги упали

Ксения Якубовская, «АиФ-Петербург»: - Сегодня много говорят о распаде института брака, сексуальной и моральной распущенности в обществе. Это подтверждает и огромное количество разводов. Однако вы уверяете, что общечеловеческие ценности никуда не делись?

Валентин Семенов: - Недавние опросы нашего института доказывают: семья - самая главная ценность для жителей Санкт-Петербурга. На втором месте - здоровье. Причем ему уделяют особое внимание, как старшее поколение, так и молодежь. В советское время ему не придавали такого огромного значения, а юные петербуржцы и вовсе пренебрегали им. На третьей позиции (правда, с большим отрывом) оказались друзья. Кстати, это новая тенденция - раньше, согласно исследованиям, друзья играли важную роль только в жизни подростков.

Затем идет интересная работа. Примечательно, что в 60-е годы этот фактор неизменно занимал первое место в рейтинге, а сейчас отношение к месту труда стало прагматичным, увлекательность работы здесь не важна, главное - чтобы хорошо платили. Это связано с событиями 90-х годов, когда зарплату трудящимся не выдавали месяцами. Многие люди творческих профессий еле выживали, им приходилось зарабатывать более прозаическим трудом. Так стали ценить не интерес, содержание, творчество, а возможность прокормиться, причем без лишнего напряжения. Еще во время перестройки пришло пренебрежение к труду рабочего и инженера, а такие профессии, как врач, учитель, ученый и даже космонавт потеряли свой престиж. Зато бизнесмен, менеджер, финансист, юрист и все профессии, связанные с деньгами, стали популярными.

Пятое место, вплотную, а в провинции даже обгоняя работу, занимает ценность справедливости, которая с каждым годом приобретает все большую значимость. Лет 15-20 назад она была на предпоследнем месте. Сегодня 72% петербуржцев считают, что богатые должны облагаться более высоким «прогрессивным» налогом, как в Швеции или Франции, потому что это справедливо. На шестое место в рейтинге базовых ценностей петербуржцы в последнее время ставят веру. И впервые за все наши «капиталистические годы» на последнем - деньги. А ведь были годы, когда они занимали гораздо более высокое положение.

- Неожиданно, учитывая, что сейчас как никогда принято называть наше общество «обществом потребления». Неужели даже молодежь, которую часто упрекают в корысти, стала меньше ценить деньги?

- Вы правы, у молодых появились явный прагматизм, индивидуализм и эгоизм. Они сами признают, что эти качества выражаются у них значительно резче, чем у представителей старших поколений. Один из наших опросов показал, что о бабушках и дедушках молодые люди говорят, как о более добрых, справедливых и работящих людях, отмечая, что в их современниках такого почти нет. Однако подобные перекосы - закономерное порождение капитализма на его ранней стадии.

   
   

Интернет и телевидение зомбируют, прежде всего, молодежь. Передачи вроде «Кто хочет стать миллионером?» или «Десять миллионов с Максимом Галкиным» откровенно навязывают денежный фетишизм, культ «золотого тельца». Сегодня меньше трети молодых людей могут назвать «героев времени». Но есть среди молодых и те, кто считают, что это простые люди, которые добросовестно делают свое дело. Благодаря им есть свет, тепло и хлеб, самолеты летают, поезда ходят. Вместе с тем, здоровый прагматизм - это тоже неплохо, он учит самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Непривычно, что среди молодых петербуржцев процент верующих больше, чем среди тех, кто сформировался в Советском Союзе. И социальную справедливость они тоже ценят.

Суеверие вместо веры

- Вера оказалась практически в конце списка. Хотя, если судить по последним новостям, религия как раз, наоборот, стала занимать гораздо больше места в жизни светских людей.

- 63% петербуржцев считают себя верующими, а 55,5% - православными. Однако есть нюанс: когда мы спрашиваем «считаете ли вы себя верующим, религиозным человеком?» - большинство соглашается. А если надо выбирать из семи базовых ценностей – основные, то вера отходит на последний план. Пока она еще весьма слаба и поверхностна. Но так как вся наша российская, русская культура основана на православии, то люди отождествляют себя с православием. Впрочем, точно так же итальянец или испанец обязательно католик, а житель арабских эмиратов – приверженец ислама.

На самом деле, из тех, кто причисляет себя к верующим, соблюдают ритуалы и следуют всем канонам православия от 3% до 5%. Фактически многие люди у нас не верующие, а суеверные. Для них сглаз, полтергейст, колдуны и церковь на одном уровне. Это особенность нашего времени – расщепленность, мозаичность человеческого сознания. С одной стороны, люди пользуются технологиями нового времени, а с другой – верят в приметы, тотемы, колдовство, как первобытный человек. Такому псевдоверующему все равно, что священник, что экстрасенс – главное, чтобы «эффект» был. У него этакий практический подход: я помолюсь - и мне что-то будет, схожу к бабке - вдруг поможет, и к астрологу - на всякий случай. Этому парадоксу способствует и телевидение, которое ошарашивает людей бесконечными передачами об экстрасенсах и мистике.

Любовь к ближнему

- Какие еще тенденции по изменению нашего самосознания, менталитета вы заметили в последнее время?

- Наша страна, как и любая другая – полиментальна. В ней одновременно присутствует нескольких менталитетов (групповых умонастроений, мировоззрений). Они формируются вокруг таких философских сущностей как «Бог», «идол», «индивид» (эго), «коллектив» (социум). С понятием «Бога» связаны все религиозные направления и отчасти секты. Понятие «коллектив» собирает людей, считающих его основой справедливого общественного устройства. Это связанно и с общинными традициями на Руси, и с советским коллективизмом. Эта ментальность выражает тягу к социальной справедливости и равенству.

Вокруг суеверий в «идолов» группируются всевозможные криминальные и тайные сообщества. Их идол в наше время - как раз деньги, мамона, золотой телец. Культ индивида, «я» порождает либерально-индивидуалистический, капиталистический менталитет. Люди, которые им обладают, настроены на личный успех, личное достижение, им свойствен эгоизм.

Но основная масса людей находится где-то на пересечении этих четырех координат и обладает псевдоменталитетом. У них нет определенного мировоззрения и в голове хаотическая мозаика из элементов и осколков различных менталитетов. Поэтому молодежи особенно сложно. Им кажется, что они самые свободные, а на деле - наоборот. Но есть и положительные моменты.

Сегодня появилась возможность творческого поиска вместе с единомышленниками, растущая самостоятельность и реалистичность молодежи, стремление построить «общество честных людей труда». Так думают 45% петербуржцев, в том числе 43% молодых людей и «общество веры и любви к ближним» (соответственно 31 и 27%. Впервые среди факторов, которые способствуют развитию нашего общества, самым важным петербуржцы назвали не экономические факторы, а духовно-нравственное воспитание молодежи (51%). Пришло понимание того, что человек без чувства долга, ответственности и совести не справится с коррупцией, не преобразит страну. Именно честные, трудолюбивые и добросовестные сумеют построить более совершенное и справедливое общество.

Смотрите также: