Факт примечательный, если учесть, что ещё лет 15-20 назад эти профессии не пользовались особым спросом. Сегодня на социальной лестнице они потеснили даже некогда сверхпопулярных «юристов и артистов». Мало кто из нынешних 17-летних собирается быть учителем или врачом, вакантны места слесарей, кровельщиков, фермеров. Чем же грозят эти изменения обществу? Об этом рассуждают наши эксперты.
Где учителя и врачи?
- Первое, о чём говорит такой «рейтинг», - школа провалила работу по проф-ориентации, - утверждает Семён Вершловский, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики Академии постдипломного педагогического образования. - Сегодня молодых людей мало интересует реальная сторона дела, они ориентируются на внешние проявления. В каком отечественном фильме вы видели процветающего учителя, учёного или офицера? Врачей изображают преимущественно в комическом виде. Рабочие и вовсе показаны как недотёпы, неудачники. А респектабельных, богатых чиновников на наших экранах сколько угодно.
Молодых людей интересует не сама государственная служба с её ответственностью и подвижничеством, а привлекает образ, созданный СМИ и сериалами. В представлении нынешних выпускников государственный служащий - это человек, который обладает широкими возможностями, связями и льготами, свободно распоряжается бюджетными деньгами и получает солидную зарплату, а потом - хорошую пенсию. При этом он ни за что особо не отвечает. Более того, даже если проштрафится - ошибку, скорее всего, простят или не заметят. Ведь он - один из системы, а она своих не сдаёт.
Вскрываются факты коррупции, однако суровые наказания единичны. Достаточно посмотреть, какие хоромы строит себе власть, на каких машинах ездит, где отдыхает, и сравнить с домиками тех же ветеранов, воевавших за Отечество, чтобы понять, в чью пользу делает выбор молодёжь. Но это не имеет ничего общего с подготовкой грамотных управленцев, талантливых организаторов, менеджеров, которые необходимы стране.
Эти инфантильные завышенные притязания, без трезвого взгляда на действительность, распространяются и на остальные жизненные ценности. Много лет мы проводим социологические исследования среди выпускников петербургских школ. Одним из заданий было написать сочинение: «Каким я буду через 10 лет». Мы получили около 300 работ, как под копирку. Через десять лет молодые люди поголовно хотят быть успешными, везучими, сделать карьеру, постоянно побеждать. И ничего не говорится о труде, ответственности, пользе для общества.
«Мне трудно ответить, каким я буду через 10 лет, - пишет один из одиннадцатиклассников. - Особенно сегодня, когда мир изменяется настолько быстро, что не успеваешь понять и осмыслить настоящее. Я лично живу настоящим, а не прошлым и будущим». Но отказ от описания своего завтра - это кризис, за которым может последовать формирование безвольной, послушной обстоятельствам личности. Это очень опасно, ведь мы можем получить поколение, которое не умеет самостоятельно мыслить и ориентируется на сиюминутный престиж и шаблоны.
Бездарности пробьются?
- Современным выпускникам, несмотря на относительное материальное благополучие, сегодня тяжелее, чем их отцам и дедам, - считает Александр Дольский, народный артист России. - У нас ничего не было! Но когда я вспоминаю своё детство, школу, считаю себя счастливейшим человеком. Вокруг царила материальная скупость, даже нищета, но люди оставались скромными, деликатными, искренними. Не надо было ловчить, приспосабливаться. Сейчас молодёжи гораздо сложнее, потому что вокруг сплошь двойные стандарты. Чиновник ворует из государственного кармана, строит дворцы и при этом остаётся «уважаемым человеком». Многие министры - троечники, а на важных постах немало откровенно некомпетентных людей, получивших место при помощи знакомств и связей.
У нашего поколения была полная определённость будущего, ведь многое действительно зависело от способностей. Если талант - обязательно пробьёшься. Я был андеграундом, запрещённым автором, ни одной моей строчки не печатали. Но стоило мне попасть на глаза великих поэтов, музыкантов - и стена рухнула, выпустил книжки, пластинки, пел песни, не нравящиеся власти, но никто мне ничего не запрещал.
У меня три сына, и хотя они состоялись в жизни, остаются на вторых ролях, потому что честно работают и не умеют локтями расталкивать других. С кого же «делать жизнь» сегодняшним 17-летним? Ответ на этот вопрос каждый должен дать самостоятельно…