Большое искусство в миниатюре. Как работает Императорский фарфоровый завод

Живописцы наносят на фарфор рисунок. © / Яна Хватова / АиФ

Императорскому фарфоровому заводу Петербурга в 2014 году исполняется 270 лет. Точная дата его основания неизвестна, поскольку изготовление фарфора в то время содержалось в секрете. Существует версия, что порцелиновая мануфактура была основана 5 июня, однако сами сотрудники отмечают день завода 18 сентября. В настоящее время завод остается одним из крупнейших предприятий по производству художественного фарфора в стране. Здесь появляется на свет более полутора миллиона изделий в год.

   
   

Корреспондент SPB.AIF.RU побывал на производстве Императорского фарфорового завода и узнал путь фарфора от сметанообразной массы до произведения искусства.

Лучший в Европе

Императорский фарфоровый завод, основанный по указу Елизаветы Петровны, стал первым предприятием в России, производящим фарфор. Вначале здесь изготавливали мелкие предметы вроде табакерок, но со временем научились делать сервизы и фарфоровых кукол. В конце XVIII века завод в Петербурге стал одним из ведущих фарфоровых предприятий Европы. На время революции 1917 года и в Великую Отечественную войну экспонаты заводского музея эвакуировали из Петербурга, тем самым коллекцию удалось сохранить.

В этому Императорскому фарфоровому заводу исполняется 270 лет. Фото: АиФ / Яна Хватова

В прошлом столетии на заводе трудились известные художники-супрематисты – Казимир Малевич, Николай Суетин, Илья Чашник. Более 60 лет здесь работал знаменитый советский художник по фарфору Алексей Воробьевский.

В настоящее время из производства фарфора уже не делают тайны. На заводе регулярно проводятся экскурсии, где каждый желающий может побывать в цехах и увидеть весь процесс своими глазами. В главном здании есть магазин и музей фарфоровых изделий.

Сейчас завод старается продолжать традиции, копирует знаковые экземпляры из музейных коллекций и выполняет частные заказы.

От «белья» к «бисквиту»

На первой стадии производства из кварца, полевого шпата, глины и других веществ получают густую смесь серого цвета под названием шликер. Ее заливают в гипсовые формы, чтобы шликер принял нужные очертания и размеры. «К каждому изделию готовится своя форма, - объясняет отливщик фарфоровых изделий Екатерина Павлова. – Чем дольше держать шликер в форме, тем толще получится изделие. Например, ножке двадцатисантиметрового фарфорового крысенка нужно побыть в гипсе минуту-две».

   
   
Детали для изделий готовятся в гипсовых формах. Фото: АиФ / Яна Хватова

Сама Екатерина работает на заводе уже одиннадцать лет. Сейчас девушка делает фарфоровых крысят, для которых нужны изогнутые и тонкие детали. Такая фигурка считается вершиной мастерства.

После того, как изделие подсохло, оно отправляется на обжиг. Обожженное, оно называется «бисквит». Это уже готовое изделие. Можно покрыть фарфоровую заготовку глазурью, тогда это будет «белье». Такое изделие можно расписать или просто оставить белым и глянцевым.Если миновать стадию обжига и опустить в глазурь сырую заготовку, изделие размякнет и испортится. Рисунок для изделий  придумывает художник. Их на заводе работают больше двадцати.

Нанесенный рисунок обжигают в специальной печи. Фото: АиФ / Яна Хватова

Художник Татьяна Афанасьева, известная своими тарелками с видами Петербурга, работает на заводе сорок лет. За это время она придумала и изобразила на фарфоре тысячи картин. «Созданию образа на фарфоре, всему творческому процессу помогает наш прекрасный вид из окна на Неву, - считает художница. – Не исключено, что мне способствует и аура помещения, ведь до меня на этом месте сидел сам Воробьевский!»

Вазы на нижней полке называются «бельем», а балерина в центре - это «бисквит». Фото: АиФ / Яна Хватова

Сначала художники рисуют эскиз на бумаге, потом переносят его на фарфор. Работа над некоторыми рисунками может длиться несколько месяцев. После нанесения узора изделие снова обжигают, только уже в другой печи, где температура меньше. Во время обжига цвет красок на фарфоре меняется. Иногда, при создании сложного узора, изделие приходится отправлять в печь по семь-восемь раз.

От шликера до произведения искусства

Если изделие нужно тиражировать, к работе подключаются живописцы, которых на заводе больше ста человек. Их задача – повторить на изделии рисунок автора. Сделать это непросто. В мастерские живописцев попадают готовые образцы, уже прошедшие обжиг, поэтому по размеру они меньше, чем заготовки, на которых приходится рисовать. Живописцам, нанося узор, важно рассчитать нужные пропорции.

Руки живописцев очень устают, ведь во время многочасовой работы их приходится держать на весу. Изобретательные живописцы придумали несколько способов, чтобы кисть руки уставала меньше. Некоторые делают небольшие углубления в рабочем столе. В эти отверстия мастера вставляют деревянные опоры, на которые можно облокотиться.

Рисунок на некоторые изделия наносят с помощью трафарета. Фото: АиФ / Яна Хватова

Чтобы полностью сохранить на изделии авторский почерк, часто вместо труда живописцев используют деколь – специальный трафарет, похожий на переводную картинку. Сначала рисунок, выполненный художником, печатают в нескольких экземплярах, а затем бумагу покрывают лаком, который превращается в пленку. Картинку кладут на фарфор, и при обжиге пленка отделяется, а рисунок на изделии остается.

Сделать такую фигурку может только очень опытный мастер. Фото: АиФ / Яна Хватова

На пути от шликера до готового изделия фарфор проходит около восьмидесяти разных процедур. Законченные работы хранятся на складе завода. Посмотреть на разнообразие изделий и понаблюдать за работой мастеров можно по адресу: пр. Обуховской обороны, 151.

Смотрите также: