Греческий скульптор Никос Флорос, известный в Северной столице своими рельефными картинами с изображением Христа из алюминия, удивляет петербуржцев новыми работами. В рамках перекрестного Года культуры «Россия – Греция» мастер создал из мельчайших кусочков алюминиевых банок семь портретов членов семьи последнего русского императора Николая II. Автор признается: эти картины он создавал с особым трепетом и уважением, ведь перед Никосом стояла непростая задача – возродить память об императорской России.
Вместо красок – жестяные банки
Грек Никос Флорос – автор уникальной технологии в искусстве, которая не имеет аналогов в мире. Мастер создает рельефные картины из крошечных кусочков алюминия, которые он получает, разрезая жестяные банки из-под лимонада. Никос уверен: фрагменты цветного алюминия могут красиво и точно передать чувства и смысловую нагрузку, которую автор хотел вложить в свою работу. С греческим умельцем согласились искусствоведы всего мира: рельефные картины Флороса экспонировались в крупнейших музеях Нью-Йорка, Вашингтона, Вены и Монако.
Настоящая слава пришла к Никосу благодаря его коллекции костюмов-скульптур из алюминия. Чтобы получить нужный результат, мастер терпеливо вырезает квадратики из жестяных банок, а затем превращает их в специальную металлическую ткань, из которой он собирает свои скульптуры по принципу мозаики.
Царские портреты из алюминия
Полтора года назад Никос привез свои работы и в Петербург: в Исаакиевском соборе были представлены две огромные стокилограммовые картины с изображением Христа, сделанные из кусочков алюминиевых банок. Над каждой работой мастер трудился более года, и его старания не прошли даром: выставка произвела настоящий ажиотаж в обществе.
По словам самого Никоса, именно тогда он и заинтересовался российской историей. Греческий скульптор начал изучать историческую литературу и был вдохновлен богатством культурного наследия России. Именно поэтому скульптор, не раздумывая, согласился, когда российские коллеги предложили ему создать целую серию художественных работ с применением его необычной технологии в рамках Года культуры «Россия – Греция».
Размышляя над тематикой будущих работ, Флорос остановился на последнем русском императоре Николае II и его семье: греческого мастера давно интересовала история царской династии Романовых, и с помощью искусства скульптор решил возродить память об императорской семье, расстрелянной в 1918 году. Из кусочков банок из-под газировки Никос создал семь портретов, на которых изобразил самого Николая II, императрицу Александру Федоровну и пятерых детей августейшей четы.
Главное – во взгляде
В настоящее время выставка Никоса Флороса «Имперская Россия» представлена в Исаакиевском соборе. Греческий скульптор уверяет: эта серия работ стала одной из самых сложных – мастер постарался максимально точно передать эмоции людей, которые стали жертвами смены политического режима в стране. Некоторые портеры сначала могут даже показаться незавершенными – изображение обрывается на середине лица – но на самом деле это не так. Никос убежден, что для понимания смысла картины в некоторых случаях достаточно изображения одних только глаз, которые могут сказать о многом. Например, портрет княжны Ольги так и называется: «Благоговейный взгляд из вечности». По задумке автора, этот взгляд, с одной стороны, отображает грусть последних моментов жизни и печаль из-за событий на Родине, а с другой стороны, княжна смотрит с портрета тихо и безмятежно, как будто обращаясь к зрителю с небес.
Серию портретов Никос Флорос дополнил мини-скульптурами в стилистике яиц Фаберже – символа императорского дома. В «расколотых» алюминиевых яйцах заключаются сердца членов семьи НиколаяII. Таким образом греческий скульптор решил выразить уважение к династии Романовых и к русской истории в целом. «Эта выставка выходит за пределы художественной ценности, – подчеркивает мастер. – Она приобретает религиозное и общегуманитарное значение».
Выставка Никоса Флороса «Имперская Россия» будет представлена в Исаакиевском соборе до 31 августа.