Примерное время чтения: 9 минут
4260

Поэт беспощадного реализма. Истории создания выдающихся картин Ильи Репина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и факты - Петербург 09/08/2017

«Для каждого русского человека поколения моего отца Христос, Толстой и Репин - абсолютные легенды, стоящие рядом на одной полочке», - так писал в своих мемуарах известный художник-иллюстратор Владимир Милашевский, приехавший в 1913 году в Петербург.

В год 260-летия Императорской Академии художеств, которая сначала взрастила в своих стенах гения живописи, а теперь носит его имя, «АиФ» решил вспомнить истории создания самых знаменитых картин мастера. 

«Бурлаки на Волге», 1870-1873

Репин начал работу над одной из самых значимых своих картин, ещё будучи студентом. Сюжет её был подсказан жизнью. Как вспоминал сам художник, он увидел бурлаков на Неве в 1868 году, во время работы на этюдах.

Ученика Академии настолько впечатлил контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года и произвела настоящую сенсацию. Далеко не всем пришёлся по вкусу неприкрытый реализм произведения. Так, академист Фёдор Бруни разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства», в то же время Стасов и Крамской приняли работу восторженно. А Достоевский и вовсе высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.

Сегодня полотно находится в Русском музее.

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года.
Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«Воскрешение дочери Иаира», 1871

Полотно было создано художником в годы учёбы и принесло ему большую золотую медаль. Работа шла нелегко, заданный по академической программе евангельский сюжет никак не складывался. Как позже рассказывал Репин, в один из вечеров, возвращаясь от Крамского, он попытался представить, как отреагировали бы его близкие, если бы человеку, «облечённому даром исцелителя», удалось вернуть жизнь Усте - его рано умершей сестре. И только тогда дело пошло. 

Также подготовка к написанию картины осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую работу, на которой изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили приличный гонорар, которого хватило на краски и холст. «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь», - вспоминал он.

«Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883

Считается, что замысел одного из самых значимых произведений Ильи Репина возник за несколько лет начала работы над ним, ещё в 1877 году в родном городе художника - Чугуеве. Там мастеру довелось наблюдать красочную процессию сельского крестного хода. Однако окончательно идея созрела после поездки в Курскую губернию, в знаменитую Коренную Пустынь, славившуюся своими многолюдными и торжественными крестными ходами. Работа над полотном длилась несколько лет.

Картина, о которой критик Андрей Сомов высказался как о произведении, представляющем собой «полный беспощадный реализм», произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества подняли вокруг неё агрессивную полемику. Работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но друзья художника, передовая молодёжь, студенты и интеллигенция приняли её с восторгом. Шедевр можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
Работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Фото: Public Domain/ Илья Репин

«Запорожцы», 1880-1891

«Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» Считается, что именно так начиналось письмо, которое запорожские казаки написали в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение. Известный сюжет лёг в основу знаменитой картины Ильи Репина, которая также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Интересно, что сегодня в разных музеях можно увидеть сразу три варианта этого произведения! Так, в Третьяковской галерее в Москве находится первый законченный эскиз маслом. Его художник в 1887 году подарил историку Дмитрию Яворницкому, который позировал Репину, - именно с него списана фигура писаря. А позже тот продал её Третьякову.

Основной вариант полотна выставлен в Русском музее, а ещё один - в Харьковском художественном музее. 

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883-1885

Картина, до сих пор вызывающая ожесточённые споры, хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. На полотне изображён не доказанный историками эпизод из жизни Ивана Грозного.

Примечательно, что работа очень не понравилась императору Александру III, и её даже запретили к показу. Это был первый случай в истории страны, когда картина подверглась цензуре.

Впрочем, даже когда запрет был снят, с ней продолжали бороться. Так, 13 января 1913 года молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» напал на картину с ножом. На полотне осталось три глубоких пореза - на лицах Грозного и царевича. Репин был в отчаянии, он считал, что произведение безвозвратно утеряно. Однако талантливейшие реставраторы Игорь Грабарь и Дмитрий Богословский вернули его к жизни.

Совершаются идеологические покушения на картину и сегодня. В 2013 году группа историков обратилась к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой убрать её из экспозиции галереи как «мерзкую, клеветническую и ложную».

Картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

«Не ждали», 1884

Эту картину мастера не просто высоко оценили критики, её называли «шедевром всей русской школы». На ней изображён момент возвращения из ссылки революционера-народовольца. Репин начал работать над произведением, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, которое было совершено в марте 1881 года, и последующей публичной казни заговорщиков.

Интересно, что всем известный вариант картины не является единственным и, более того, даже первым. Изначально художник изобразил вернувшуюся в семью девушку, которую встречали мать и сёстры.

Кстати, Репин работал над полотном на своей даче в Мартышкино под Петербургом, и именно комнаты этой усадьбы изображены на картине. Сегодня «Не ждали» является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888

По легенде, именно эта картина сыграла решающую роль в истории создания Русского музея.

Картина Репина произвела впечатление на Александра III.
Картина Репина произвела впечатление на Александра III. Фото: Public Domain

Она была выставлена на выставке Товарищества передвижных художников, которая проходила в Петербурге в доме Боткиной на Сергиевской улице. За 20 лет работы передвижники обрели высокий статус и всеобщее признание, поэтому неудивительно, что своим вниманием экспозицию почтил император Александр III. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».

Сегодня картина является частью собрания Русского музея.

Кстати

Самым известным художником России, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, является Иван Шишкин - 32% респондентов назвали его в ответ на вопрос «Каких российских, русских живописцев и художников вы знаете?». На втором месте расположился Илья Репин (29%), а на третьем - Иван Айвазовский (24%).Телефонный опрос был проведен 16-17 июля среди 1200 респондентов.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах