aif.ru counter
4106

«Тяжелые кошмары горячки». История шедевров Василия Верещагина

Картины Верещагина производили на зрителя порой чудовищное впечатление, пугая и заставляя задуматься. Картина «В покоренной Москве» («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»).
Картины Верещагина производили на зрителя порой чудовищное впечатление, пугая и заставляя задуматься. Картина «В покоренной Москве» («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»). © / репродукция

«Василий Верещагин заставил волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку», - писал известный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Вспоминая масштаб личности художника, он отмечал, что тот выбрал свой творческий путь, обойдя стороной всевозможные кружки и партии.

Его картины, кровавые и пестрые, производили на зрителя порой чудовищное впечатление, огорошивая и заставляя задуматься.

Василий Верещагин
Василий Верещагин Фото: Public Domain

«Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников,- эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки», - писал Бенуа.

Одни критики называли Верещагина гением, другие - шарлатаном. Тонкий ценитель изящных искусств Александр III в одном из писем художнику Алексею Боголюбову, не стесняясь, писал: «Либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек». При этом он добавлял, что не может скрыть, как ему «противно читать всегдашние его (Верещагина – прим.) тенденциозности, противные национальному самолюбию».

Выставки Верещагина всегда были ярким событием в культурной жизни общества, которое сопровождалось бурной полемикой в прессе. Наряду с восторженными отзывами встречался залп осуждений. Сын художника в своих мемуарах отмечал, что такой эффект наблюдался не только в России, но и за границей.

В день рождения Василия Верещагина SPB.AIF.RU вспоминает известные полотна мастера и историю их создания.

«Апофеоз войны», 1871 год

Василий Верещагин Апофеоз войны. 1871
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871 Фото: Public Domain

Одна из самых знаменитых картин Василия Верещагина была написана после его поездки в 1869 году в Западный Китай, где местные власти подавляли восстание китайских мусульман – дунган.

Считается, что на художника произвел сильное впечатление рассказ, о том, что один из деспотов Кашгара приказал казнить европейского путешественника. Головой несчастного он велел «увенчать» пирамиду из черепов казненных им людей. 

По другой версии, Верещагин планировал изобразить горы из человеческих костей, которые оставляла за собой армия знаменитого Тамерлана, военноначальника и завоевателя XIV века. По одной из легенд, женщины Дамаска и Багдада пожаловались полководцу на своих мужей, погрязших в разврате. Тамерлан по-своему решил эту проблему: каждому войну свой 200-тысячной армии он приказал принести по одной голове мужа-грешника. Итогом такого «правосудия» стали семь пирамид из отрубленных голов.

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», - гласит надпись, сделанная на раме.

В настоящее время картина выставлена в Третьяковской галерее.

«У дверей мечети», 1873 год

В 28-м зале Русского музея в Петербурге висит большой холст, на котором изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.

На картине изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
На картине изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. Фото: Public Domain

Картина «У дверей мечети» принадлежит к Туркестанской серии работ Верещагина, которая была написана им под впечатлением от путешествия по Средней Азии в конце 1860-х годов. Поводом для вояжа послужило необычное предложение генерал-губернатора Туркестана Константина Кауфмана. Командующий русскими войсками в Средней Азии в 1867 году пригласил художника к себе на службу и Верещагин согласился.

Результатом той работы стали 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, которые художник создал в 1871 году после переезда в Мюнхен. Экспозиция этих произведений произвела настоящий фурор как в России, так и за рубежом. Иван Крамской назвал эту серию достижением,  «высоко поднимающим дух русского человека» и заставляющим сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

«По моему мнению, это - событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», - резюмировал Крамской. 

В 1874 году картины из этой серии были выставлены в Петербурге и Москве. В том же году горячий поклонник творчества Верещагина, известный меценат Павел Третьяков приобрел Туркестанскую серию в полном составе, заплатив за нее 92 тысячи серебром.

«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 год

На картине изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного киргизского племени.
На картине изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного киргизского племени. Фото: Public Domain

В 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце открылась выставка туркестанских произведений Василия Верещагина, на которой впервые была представлена на суд зрителя картина «Богатый киргизский охотник с соколом».

Картина была написана в Мюнхене в 1871 году. На ней в своей юрте был изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного киргизского племени. Судьба впервые свела Верещагина с ним в 1867 году, когда Байтик прибыл в Петербург на торжественный прием к императору в составе туркестанской делегации. Молодого художника заинтересовала личность киргизского батыра, который хорошо говорил по-русски и интересовался живописью. Позже во время Туркестанских походов они встретились вновь.

Художник изобразил Байтика Канаева в традиционных штанах кочевника XIX века, калпаке и  накиде, который обычно шился кашгарскими или коканскими портными того времени.

В настоящее время картина висит в одном из залов Третьяковской галерее в Москве.

«В турецкой покойницкой», 1881 год

На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты.
На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты. Фото: Public Domain

Когда в 1877 года началась русско-турецкая война, Василий Верещагин бросил в Париже свою мастерскую и отправился в действующую армию, чтобы быть очевидцем тех исторических дней. В составе адъютантов главнокомандующего Дунайской армией он принимал участие в некоторых сражениях и видел все ужасы боевых действий. 

На основе сделанных им этюдов позже в Париже он начал работу над картинами, которые были объединены в «Балканскую серию». Одной из работ, изображавших события русско-турецкой войны стала «В турецкой покойницкой», которую современники называли «Восемь квадратных метров смерти». 

На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты.

Картину после одной из выставок приобрел Великий князь Михаил Николаевич. После революции холст скитался по запасникам музеев Москвы и Ленинграда. Лишь в 1970-м году он был передан в Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина.

За несколько десятилетий нахождения в хранилищах картина пребывала в ужасном состоянии. Реставраторы считали, что она безвозвратно утрачена, но при помощи новейших технологий удалось спасти картину. В настоящее время она представлена в одном из залов Николаевского художественного музея.

Серия картин «Наполеон I в России» или  «1812 год» 

Картина «Наполеон на Бородинских высотах», 1897 год.
Картина «Наполеон на Бородинских высотах», 1897 год. Фото: Public Domain

«Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который взнесен. Но это второстепенно, - для меня самое важное было лишь первое», - так сформулировал Верещагин свою задачу, когда он взялся за цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. 

Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Работать над некоторыми из них художник начал еще во Франции, где жил в местечке Мезон-Лаффитте под Парижем. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Приверженец строго реализма, Василий Васильевич изучал архивы, мемуары и исторические книги, чтобы максимально точно передать на холсте детали. Сын художника вспоминал, что даже на чердаке их дома хранилось оружие тех лет и подлинные образцы обмундирования, а в мастерской его отца стояла точная модель французского полевого орудия с орудийным передком эпохи 1812 года.

«Во всех его картинах изображение исторических предметов всегда до деталей соответствовало действительности. В частности, изображение обмундирования и вооружения французской и русской армий было исторически абсолютно верным», - писал в своей книге сын Василий Верещагин.

В 1896 году серия картин была выставлена в Петербурге на суд зрителя, а после отправилась в турне по России и городам Европы. Выставки Верещагина проходили в Англии, Дании, Франции и Германии. Когда в 1902 году художник решил продать полотна на аукционе в США, русское правительство выкупило всю серию за 100 тысяч рублей.

Так полотна вернулись в Петербург - в Русский музей. Позже они были перенесены в Исторический музей в Москве.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах