«Данаю» Рембрандта называют своеобразным символом мужского непостоянства. Исследователи долго ломали голову, пытаясь установить, что за женщина изображена на холсте. Рембрандт начал писать картину в 1636 году. В это время он был женат на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра, которая долгие годы была его музой и моделью. Но черты лица Данаи не похожи на Саскию.
Две музы одной картины
Принято считать, что живописец души не чаял в своей молодой жене. Она принесла в его жизнь не только любовь, но и солидное придание с положением в обществе. Он был талантливым сыном мельника, а она младшей дочерью адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбюрха.
Они познакомились в Амстердаме, где юная особа гостила у кузины. Считается, что они встретились в доме Хендрика ван Эйленбюрха, ее родственника, который был арт-дилером тех лет. Хендрик создал «академию» по созданию картин, с которой сотрудничал Рембрандт. Вскоре молодые люди заявили о помолвке, а через год обвенчались.
Еще до свадьбы Рембрандт создал портрет «Смеющаяся Саския», который сегодня хранится в Дрезденской галерее. В 1634 году, в год свадьбы, он изобразил любимую женщину в образе «Флоры», а в 1635 году «усадил на коленки» героя в картине «Блудный сын в таверне», которую принято считать его автопортретом с супругой. В 1636 году живописец приступил к созданию картины по мотивам мифа о дочери царя древнегреческого города Аргоса, которая родила сына от Зевса, проникшего к ней в покои в виде золотого дождя.
Известно, что художник писал картину не для продажи, а для собственного дома. «Даная» оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Искусствоведы, изучая картину, отмечали, что ее стиль не характерен для работ Рембрандта 30-х годов, а больше походит на творения более позднего периода его творчества.
Более того, их смущал тот, факт, что главная героиня имеет кольцо на безымянном пальце, которое говорит о ее замужестве, хотя по сюжету Даная была заточена в подземелье, будучи девушкой. Также исследователям творчества казалось странным, что на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса.
Это давало повод предполагать, что на картине не дочь царя Аргоса, а Агарь, наложница библейского персонажа Авраама или возлюбленная Самсона – Далила.
Найти ответы на эти вопросы удалось в XX веке, когда при помощи рентгеноскопии выяснилось, что картина была изменена. В первом ее варианте, девушка, возлежащая на кровати, действительно была похожа на Саскию. Ее взор был устремлен вверх, откуда на нее сыпались те самые золотые монеты.
Предположительно, картина подверглась изменению после смерти жены художника. В то время в его жизни появилась новая муза - Гертье Диркс. Кормилица его сына стала не только любовницей Рембрандта, но и новым источником вдохновения. В период любовной связи со служанкой живописец и переписал картину, совместив в женском образе черты двух женщин.
Стоит отметить, что любовные похождения Рембрандта шокировали благопристойный Амстердам тех лет. Помимо Гертье в доме с художником жила еще одна женщина - Хендрикье Стоффельс. Лишь после того, как Диркс попала в тюрьму, Рембрандт стал жить только с г-жой Стоффельс. Жизнь одного из величайших живописцев Голландии закончилась в нищете. По легенде, чтобы оплатить похороны своей второй жены, художник был вынужден продать надгробие первой супруги.
Нападение на «Данаю»
В Россию шедевр живописи XVII века попал благодаря французскому писателю и философу Денни Дидро, который являлся иностранным почётным членом Петербургской академии наук. К нему с просьбой подобрать картины для Эрмитажа обратилась Екатерина II, и он с радостью согласился. Дидро обратил внимание на шикарную коллекцию Пьера Кроза, в которой и была «Даная» Рембрандта. После смерти одного из наследников коллекционера часть картин была приобретена российской императрицей.
Работа Рембрандта стала одной из ярких жемчужин в коллекции музея. Считается, что именно ценность этой картины и привлекла внимание литовца Бронюса Майгиса, который попытался уничтожить холст 15 июня 1985 года. Выясняя обстоятельства акта вандализма, полиция установила, что иностранец, пришедший в Эрмитаж вместе с экскурсионной группой, спрашивал у сотрудниц музея, какая из картин в зале наиболее ценная. Те указали ему на «Данаю». 48-летний безработный турист дождался, когда с картиной никого не будет рядом, и, выплеснув на холст серную кислоту, дважды полоснул по полотну ножом. Позже врачи диагностируют у мужчины вялотекущую шизофрению.
«Нападение» на «Данаю» стало настоящей трагедией для мира искусства. Многие считали, что картина не подлежит восстановлению: весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Восстановительные работы заняли 12 лет. Только 14 октября 1997 года картина вернулась на свое место. Только теперь ее выставили на всеобщее обозрение, защитив бронированным стеклом.
Увидеть «Данаю» сейчас можно на втором этаже Эрмитажа в зале живописи голландской и фламандской школ.