Прославленный русский художник Кузьма Петров-Водкин скончался в Ленинграде 15 февраля 1939 года. Его произведения в начале XX века вызывали страстные столкновения из-за прямо противоположных мнений и оценок коллег и критиков.
Живописец на целые десятилетия исчезал из советского искусства. Лишь во второй половине 1960-х о нем заговорили вновь, поставив в первом ряду отечественных мастеров XX столетия.
SPB.AIF.RU вспомнил пять известных работ оригинального и самобытного художника Петрова-Водкина.
«Купание красного коня» (1912)
Талант сына горничной, родившегося в Хвалынске Саратовской области, удалось открыть благодаря случаю. Заехавший в город известный петербургский архитектор и совладелец мебельной фабрики Роберт-Фридрих Мельцер, которому показали работы юноши, был от них в восторге и решил помочь одаренному мальчику выучиться в Петербурге. Даже купчиха Казарина, у которой мать Петрова-Водкина работала горничной, оказывала ее сыну материальную поддержку – в город на Неве она каждый месяц пересылала 25 рублей.
В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал, изучал мастеров. Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня».
Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. Изначально конь был рыжим и очень похожим на тех лошадей волжской породы, которых мастер знал с детства. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, поэтому возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Следует отметить, что при работе над полотном живописец близко познакомился с искусством древнерусской иконы, поэтому практически полностью переработал первоначальные наброски. Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Это придало полотну большую силу. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. Критики подчеркивали, что красный конь выступил здесь в роли Судьбы России, которую хрупкий и юный наездник не в силах удержать. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны.
В России полотно впервые показали в 1912-м. Она вызвала неподдельный интерес у зрителя, а вчерашние противники творчества мастера наконец-то признали его большой талант. Затем полотно попало на выставку в Швецию, где было аж до 1950-го, когда его после кровопролитных войн вернули в СССР. Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
«Селедка» (1918)
Рыбу художники включали в бытовой натюрморт преимущественно в XVII веке. Для голландской живописи были характерны символизм и аллегории. Рыба, хлеб и вино – элементы христианской символики. В советскую эпоху натюрморт с водкой и селедкой стал популярной темой.
Свою картину на эту тему Петров-Водкин написал в 1918-м. Художник, ставший свидетелем первой мировой и гражданской войны, изобразил тяжесть того времени – скудную еду, которой были рады тогда простые люди.
На картине «Селедка» можно видеть, что вместо стола находится полотно с инициалами художника, которое накрыто розовой бумагой. На ней лежит две картофелины, кусок черного хлеба и рыба, которая была в то время единственным деликатесом для многих.
Полотно хранится сегодня в Государственном Русском музее в Петербурге.
«1918 год в Петрограде» (1920)
«Петроградская мадонна» – такое второе название получила картина у публики. На полотне молодая работница, которая стоит с младенцем на руках на балконе. Однако она не смотрит на улицу, заполненную очередями за продуктами в голодный год. Женщина стоит лицом к зрителю. Петров-Водкин написал ее фигуру, явно думая об иконных образах богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живости. Мастер, построивший работы на совмещении разных смыслов, создал символический образ материнства.
Известно, что Петров-Водкин наряду со многими деятелями искусства того времени воспринял революцию как грандиозное событие. В своей работе он как бы говорит, что теперь все будет по-другому, и это символизирует ребенок. Да, плохо, да, голодно, но надежда есть.
Картина «1918 год в Петрограде» сегодня хранится в Третьяковской галерее.
«Портрет Анны Ахматовой» (1922)
Портрет русской поэтессы – еще одно подтверждение того, что работы Петрова-Водкина постоянно отсылаются к иконописи. Ахматову рисовали много: ее образ среди прочих запечатлели Альтман, Модельяни и Анненков. Работа же Кузьмы Сергеевича не была похожа на полотна предшественников. Крупно взятая голова на стройной шее, внешности мастер явно добавил и мужских черт. Работа очень характерна для живописи Петрова-Водкина тех лет.
Поэтесса на полотне грустна и почти скорбна. Возможно, это не случайно, поскольку у Ахматовой незадолго до этого расстреляли мужа, к тому же она перенесла революцию и гражданскую войну. Сама писательница была не особо довольна работой художника, подчеркнув, что ее образ получился робким и непохожим.
Впрочем, сегодня именно этот портрет зачастую является главной иллюстрацией, передающей эмоции Ахматовой, ее творческий и интеллектуальный облик.
«Портрет Ленина» (1934)
В январе 1924 года Петрова-Водкина допустили для зарисовок к гробу Ленина. Он сделал рисунок для журнала «Красная нива», а затем создал картину «В. И. Ленин в гробу». С тех пор мысль написать портрет вождя не оставляла мастера. Лишь спустя десятилетие Кузьма Сергеевич сумел воплотить свой замысел.
Ленина живописец изобразил сидящим за письменным столом. Перед ним – раскрытый томик стихов поэта Александра Пушкина. Сам Петров-Водкин так рассказал о своей работе: «Мне хотелось дать Владимира Ильича живым – дать уютную обстановку, где он сам с собой. Он, конечно, читает Пушкина, а затем ляжет спать. Я даже придумал, что ему дать читать. Это «Песни западных славян», так как мне казалось, что эти вещи должны действовать сильно и остро».
Так вышло, что юбилейный портрет к 10-летию смерти вождя был написан в год начала сталинских репрессий. Возможно, Петров-Водкин вновь почувствовал приближающиеся страшные перемены.