Вице-президент императорской Академии художеств, живописец-любитель Григорий Григорьевич Гагарин ушел из жизни 124 года назад.
Потомственный аристократ сделал служение музам своей основной профессией, несмотря на высокие чины, которых ему удалось добиться. Он работал над виньетками к произведениям великого поэта Александра Пушкина, а вместе с Михаилом Лермонтовым создал своеобразный творческий тандем.
«Александровская колонна»
Гуманитарные таланты отца, Григория Ивановича, - видного дипломата и писателя, с ранних лет оказали благотворное влияние на сына. В доме царила атмосфера любви к искусству. Довольно часто в гостях у Гагариных бывал выдающийся живописец Сальватор Тончи - он состоял в браке с родной теткой будущего художника княгиней Натальей Ивановной. В доме у семьи нередко гостил и соученик отца Василий Жуковский.
Когда Григорию Григорьевичу только исполнилось шесть лет, с семьей он поехал в Рим. Туда его отца отправили с дипломатической миссией. В столице Италии дом Гагариных стал центром художественной жизни. Пенсионеры Императорской Академии художеств были здесь частыми посетителями. За рубежом Гагарин со страстью развивал свой художественный талант - знания получал в колледже Птоломео в городе Сиена. Довольно часто он проводил занятия с Карлом Брюлловым. Они работали на натуре, сохранились пейзажные и бытовые зарисовки.
В 1829 году Гагарина причислили к дипломатической миссии в Париже. В столице Франции художник-любитель овладевает виртуозной акварельной техникой, а также искусством гравюры. Из дореволюционного Парижа Гагарин уехал в Рим, а потом и в Петербург, где написал одну из известнейших своих картин, на которой запечатлено одно из главных архитектурных сооружений города - Александровская колонна. На полотне зритель видит памятник в лесах, которые должны снять в ближайшее время, а также разбираемую кирпичную кладку у его основания.
«Пред испанкой благородной..» (иллюстрация к стихотворению Пушкина)
Круг общения князя расширялся - все чаще он общался с Пушкиным, Олениным и Грибоедовым. «Я познакомился с Пушкиным - автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы», - сообщал художник своей матери осенью 1832 года.
В дальнейшем Гагарин попал с Русской миссией в Константинополь, летом 1834-го направился на берега Босфора. Выполненные им в Малой Азии, Турции и Греции, на Средиземноморских островах, во время морских путешествий работы становились совершенными по композиции и художественным приемам.
В Россию художник вернулся к началу 1840-х. После службы в Петербурге Гагарин отправился в Казанскую губернию, куда должен был отправиться тем же маршрутом, что и писатель Владимир Соллогуб. Результатом дорожных впечатлений этой поездки стал знаменитый «Тарантас» - повесть с иллюстрациями Гагарина. Стилистически выдержанные и выразительные, эти рисунки стали значительным событием в области русской книжной графики 1840-х годов.
«Лезгинка»
В 1840 году Гагарина назначили чиновником особых поручений при Азиатском департаменте. В мае он попал и в Закавказье. Отъезд совпал с высылкой из Петербурга Михаила Лермонтова за дуэль с Эрнестом Барантом. На Кавказе Гагарин ближе знакомился с памятниками восточной архитектуры, которая давно привлекала его внимание, а также дикой природы, вдохновлявшей великих русских писателей.
Художник стал непосредственным участником военных действий. Гагарин выполнил бесчисленные зарисовки. Его работы стали своеобразной хроникой Кавказской войны.
Там сложился и творческий тандем Михаила Лермонтова и Григория Гагарина. Писатель был интересным рисовальщиком и живописцем. Они совместно выполнили акварели «Эпизод сражения при реке Валерик», «Схватка», «Бой между всадниками», «Лезгинка» и «Джигитовка». Авторские надписи на работах: «Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин» довольно точно отражают и процесс создания произведений.
«Крещение Господне»
Высоким профессионализмом живописец обладал и в качестве архитектора. Он собственноручно выполнял проекты нескольких церквей, которые впоследствии появились в Тифлисе, Кутаиси, Аладыре.
В 1850-х годах Гагарин был произведен в полковники, участвовал в нескольких сражениях во время Крымской войны, а позднее вернулся в Петербург. Его труды в области искусства были хорошо известны. Указом причислен к Академии художеств, где 27 мая 1859-го он был назначен вице-президентом. Позднее Григорий Григорьевич разработал новый устав, содержащий принципиальные предложения по реформе преподавания. Им был впервые введен в программу курс православного иконописания, основанный на изучении византийского и древнерусского искусства. По инициативе Гагарина в Академии создан «музей иконописного класса», переименованный в Музей христианских древностей, а позднее в Музей древнерусского искусства.
Одновременно с этим Гагарин выполнял самые различные творческие работы. Одной из них была роспись церкви Святого Николая Чудотворца в Мариинском дворце.
В Академии художеств Григорий Григорьевич пытался провести реформы. Старался противостоять консервативным тенденциям, но безуспешно. В 1874 году Гагарин покинул службу, а последние годы провел во Франции - в Шательро. Похоронить же себя он распорядился в своем имении Карачарово в Тверской области на берегу Волги.