Петербургский и итальянский художники создали уникальный арт-проект, приблизив живопись к сфере киноиндустрии. Мастера кисти осовременили мировые художественные шедевры, добавив или убрав из них различные детали, которые заставляют зрителя задуматься. Так, на картине с изображением венецианской площади Сан-Марко появляется летающая тарелка, а зверек с картины «Дама с горностаем» перебирается к Моне Лизе. По мнению авторов, подобные изменения сюжета делают картины похожими на кинофильмы. Художники уверены: их арт-проект откроет новую страницу в книге современного искусства.
Картины стали фильмами
Итальянский художник Франческо Аттолини и знаменитый петербургский портретист Виктор Углач давно мечтали поработать в тандеме. Вместе живописцы хотели создать что-то совершенно новое в области художественной мысли. Наконец, такой случай представился. Аттолини и Углач решили «осовременить» шедевры мирового искусства, приблизив их к сфере кино. Художники выбрали для своего арт-проекта картины кисти известных художников – Караваджо, да Винчи, Хайеса и других – и немного изменили их, добавив совершенно неожиданные детали или заменив одни предметы на другие.
Как правило, в каждой картине художники изменили не больше одной детали, но даже от этого восприятие шедевра кардинально меняется. Более того, предметы, которые исчезают с одних полотен, появляются на других холстах. По задумке двух художников, перемещение деталей на картинах и неожиданный поворот сюжета превращают живопись в настоящие фильмы. «Это как хорошее кино: есть сюжет, и он постоянно развивается, – отмечают авторы проекта. – В картине постоянно что-то происходит, герои и предлагаемые обстоятельства развиваются, изменяются, взаимодействуют друг с другом и со зрителем».
Мона Лиза ушла, а горностай прибежал
Коллекцию обновленных картин художники объединили английским названием «Beauty Can Happen A Little Bit Later», что можно перевести на русский язык как «Чуть запаздывающая красота, которой могло бы быть и побольше». В своих работах Аттолини и Углач показали, насколько важными могут быть детали, которых зритель порой не замечает, а также добавили в известные полотна интригу. Так, с картины кисти Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» исчезает сам горностай. Его можно найти на полотне «Джоконда». Правда, сама Мона Лиза ушла с холста, зато теперь горностай – главный персонаж картины.
На обновленном полотне голландского художника Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» барышня неосторожно теряет свое украшение, над венецианской площадью Сан-Марко зависает огромный диск летающей тарелки, а на картине Караваджо юноша держит корзину не с фруктами, а с артишоками. Такое изменение не случайно: когда Аттолини и Углач изучали биографию Караваджо, они узнали, что художник хотел изобразить юношу именно с артишоками – одним из любимых растений самого автора. После долгих раздумий Караваджо решил дать юноше на картине в руки именно фрукты, поскольку они бы смотрелись на холсте более привлекательно и органично. Теперь же Аттолини и Углач исполнили давнюю мечту итальянского художника: заменили фрукты артишоками.
Новое слово в искусстве
С помощью изменения лишь одной детали авторы проекта полностью поменяли сюжет картин. Теперь зритель узнает личность неизвестного юноши на холсте Хайеса «Поцелуй», видит, что происходит на картине «Благовещение» через 1 час 27 минут после нарисованных да Винчи событий, и как выглядит праздничный стол после ужина в Эммаусе на картине Караваджо. Для создания своих работ художники использовали старые холсты и краски высокого качества: кажется, что да Винчи и Караваджо несколько столетий назад просто сделали вторую версию своих шедевров.
Авторы убеждены: изменив таким образом время и пространство на известных полотнах, они объединили прошлое и будущее и сделали мировые шедевры по-иному актуальными и современными. Теперь история привычных персонажей картин представлена, как в кино, – зритель может следить за поворотами их судеб и разгадывать загадки, поставленные художниками. Живописцы подчеркивают: таких смелых предприятий в искусстве не делал еще никто, и теперь художественная мысль продвинулась на шаг вперед.
«Это не просто выставка – говорят Аттолини и Углач. – Мы надеемся, что она изменит историю искусства, представив прошлое в настоящем, устремленном в будущее».