Первый Криминологический кабинет
Созданный в 1925 году Криминологический кабинет стал в России вторым по счету учреждением, призванным разобраться в психологии преступников. Его предшественник появился семью годами ранее — в 1918 году, когда на гребне революционных движений и Гражданской войны по городам и деревням катилась мощнейшая волна насилия, которую даже для столь неспокойного времени, сочли нонсенсом. В стенах именно этого учреждения в СССР впервые стали говорить о личности преступника, о мотивах, побуждающих его преступить черту закона, и о том, каким образом можно изменить поведение человека.
Нужно отметить, что кабинет, созданный в 1925 году, просуществовал недолго, так как уже в то время обнажило себя слишком очевидное стремление государства влиять на все сферы жизни и иметь в своём ведении абсолютно все структуры, которые так или иначе оказываю воздействие на общество. Тем не менее, до поры до времени на базе Криминологического кабинета, возникшего в Ленинграде, подобные учреждения стали открываться в Москве, Ростове, Саратове и других городах, пока Государственный институт по изучении преступности и преступника не подчинил себе все вышеназванные кабинеты.
Методы работы исследователей
Ленинградский Криминологический кабинет работал по весьма интересной схеме: здесь устраивали занятия, в ходе которых проводили регулярные анкетные обследования. На их основе работникам в руки попадал уникальный материал для анализа - реально совершённые в Ленинграде преступления, от некоторых из которых у сотрудников волосы, что называется, вставали дыбом.
В частности, кабинет вплотную изучал вопросы детской преступности, растратчиков, хулиганов, воров и убийц. Это вылилось в стопку весьма увесистых работ, озаглавленных «Убийцы», «Половые преступления» и «Хулиганство».
Работу «Убийцы» можно даже назвать венцом работы кабинета, ведь именно в ней попытались провести глубокий анализ психологии человека, опираясь на исследования в области социологии и истории. Авторы предположили, что на личность совершившего преступление влияет не только «суровая русская действительность». Они пришли к выводу, что нужно «отыскать первопричины преступления, ведущие от личности убийцы к факторам материальным и культурным, которые противопоставляют преступную личность обществу». Кроме того, исследователи выделили несколько основных тем: психологические и психопатологические убийства, личностные особенности убийц и их влияние на характер совершаемого ими преступления, детоубийство и душевнобольные убийцы. Также ленинградским исследователям удалось выявить основные причины преступлений: «семейные ссоры и пьянство» , а также ревность, на которую приходится 1/3 убийств.
Изучение преступника
При Криминологическом кабинете функционировало отделение судебно-психиатрической экспертизы. Опираясь на данные, которые давал этот отдел, исследователи пытались не только понять мотивы преступника, но и даже… перевоспитать его. Бытовавшее мнение, что на преступника можно воздействовать особым «терапевтическим путём», предопределило методы изучения преступности.
В Кабинете изучали личные дела преступников, пробовали понять быт преступного мира, душевный склад злоумышленников и окружающие их условия. Криминологи буквально в первые месяцы своей работы доказали актуальность своих исследований, выпуская специальные диагностические карточки, которые помогали составить характеристики заключенных, а также определиться с наиболее разумными и верными методами исправительно-трудового режима для них. Объём работы у кабинета расширялся, внимание со стороны суда обеспечивало бесперебойную доставку материалов для исследований, однако криминологи пытались ограничиться главным образом биопсихологическим исследованием отдельных случаев и их экспертизой. То есть, пытались анализировать и понять, каким образом мозг и его химические вещества влияют на наше поведение, мысли и чувства.
Сотрудники Кабинета
Работниками Ленинградского кабинета, насчитывающего около 300 человек, были люди, непосредственно связанные с судебной деятельностью. Одним из самых видных деятелей того времени являлся Жижиленко Александр Александрович — юрист, который сначала работал помощником прокурора, затем преподавал уголовное право в Александровском лицее. Он был профессором Высших женских курсов, а позже даже был назначен Временным правительством начальником Главного тюремного управления, заслуживших среди заключённых славу гуманиста и справедливого человека. При Кабинете он занимался проблемами алкоголизма и роли уголовного закона в борьбе с венерическими заболеваниями.
«Преступность вызвана капиталистическим окружением»
Криминологический кабинет был закрыт в конце 1920-х годов. Возникший на его основе Государственный институт по изучению преступности и преступника, который стал достойный преемником благих начинаний, также проработал недолго - до 1931 года. Объяснялась ликвидация учреждения до нелепого просто. Официальная позиция, состоявшая в том, что преступность в СССР вызвана пережитками прошлого в сознании людей и капиталистическим окружением, сделала изучение каких-либо иных факторов ненужным и вредным.
Многие сотрудники, занимавшиеся анализом преступности, были репрессированы, а криминологические исследования запрещены. Возродились они только ближе к концу 50-х годов. Первым заметным шагом в этой области стал 1962 год, когда был создан Центральный НИИ судебных экспертиз, который в настоящее время называется Российским федеральным центром судебной экспертизы.
Смотрите также:
- «Тамбовский волк». Владимир Барсуков - символ рейдерства →
- "Если бы он был жив, мы добились бы большего..." →
- Юбилейные "сенсации" и досады →