Двойная несправедливость. Как помочь детям блокады

Борис Кудояров / Commons.wikimedia.org

Сегодня, чтобы иметь статус блокадника, надо доказать: человек прожил в осаждённом городе не меньше 4 месяцев - с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Отступление даже на день перечёркивает все льготы. Такое распоряжение утвердил исполком Ленгорсовета ещё в 1989 году. Почему выбраны именно 4 месяца, сейчас точно никто сказать не может. Но практически все сходятся во мнении - это ограничение давно пора снять.

   
   

Позиция Хорошининой

За права детей, рождённых в Ленинграде в конце 1943-го - начале 1944 года, мы боремся давно. Ведь эти люди несправедливо обижены! Появившись на свет в самое тяжёлое время, сейчас они стали бабушками и дедушками, однако не приравнены ни к участникам Великой Отечественной, ни к блокадникам, ни к труженикам тыла. Власти Северной столицы не раз пытались поддержать эту категорию граждан, но сначала проект закона гулял по коридорам Госдумы, затем его передали в регионы. Причём дело не только в официальном статусе. Однажды, придя с внучками в музей, я наблюдала такую картину. Пожилая женщина, протянув паспорт, с дрожью в голосе убеждала стражей порядка: «Я блокадница, родилась в 43-м». - «А блокадное удостоверение у вас есть?» - спросил строгий контролёр. Та расплакалась… Хорошо, что я оказалась рядом, и вместе нам удалось убедить охрану пропустить пенсионерку. А если защитников не найдётся?

Часто говорят, что в блокаду ребятишки не рождались. Это не так. Только в 1943-м появились на свет более 7 тыс. малышей. Судьба им досталась тяжёлая. Всего за год, не выдержав голод и холод, умерли около 1,5 тыс. детей. Мало кто знает, что в январе 43-го, когда прорвали вражеское кольцо, сотни бойцов получили долгожданную награду - отпуск, возможность побыть дома, с семьёй… Так в конце года появились новые дети блокады. Многие из них так и не увидели своих отцов, которые ушли на фронт и погибли. Поэтому сегодня, не признавая их права на льготы, мы совершаем двойную несправедливость. Считаю, что дети, рожденные в осаждённом городе, по факту должны называться жителями блокадного Ленинграда и пользоваться социальной поддержкой. Власти на это говорят, что денег нет, что дополнительными выплатами можно перегрузить бюджет. Неужели чиновники не знают, что в 5-миллионном городе осталось всего 98 тыс. блокадников, а рожденных в 1943-1944 гг. меньше 1,5 тыс. человек? Не хочется думать, что ждут, когда они исчезнут вовсе.

Лидия Хорошинина, д.м.н., профессор СЗ ФМИЦ им. В. А. Алмазова, автор научных исследований о здоровье блокадников

Смотрите также: