- Да что там светские читатели? Историки церкви затрудняются ответить - кто из священников РПЦ совершил первое в её истории и в истории русского флота кругосветное плавание? - рассказал «АиФ-Петербург» Александр Смирнов, историк, действительный член Русского географического общества. - Или кто из иеромонахов Александро-Невской лавры открыл для верующих планеты Антарктиду, прочитав у ледяных скал континента первую в его истории молитву в январе 1820 года?
Люди светские слабо разбираются в значении церковной иерархии православной церкви. И не понимают, что корабельные священники в императорском флоте с 1719-го по 90-е гг. ХIХ века были сплошь иеромонахи. То есть представители «чёрного духовенства», давшие обет безбрачия, смирения, нестяжательства. И главное - они не имели права отказаться от послушания, данного им настоятелем Лавры. Даже если им приказано отплыть на паруснике-«скорлупке» в кругосветную неизвестность. Они молились за людей, идущих в никуда, в «белые пятна» Мирового океана, без радиосвязи, перед волнами высотой в современный небоскрёб. И это был не только географический, но и великий духовный подвиг.
Первый гидрограф Камчатки
В 1730 году в Санкт-Петербург для доклада об итогах 1-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга прибыл личный посланник мореплавателя монах Игнатий Козыревский. В миру он был Иваном Петровичем Козыревским - якутским казаком и польским шляхтичем Могилёвщины по прадеду. Казак-монах был обласкан наместником Лавры и даже представлен императрице Анне Иоанновне. Витус Беринг отправил в столицу не флотского офицера, а монаха. И не только за усердие в молитве.
Игнатий Козыревский добровольно в 1726 году примкнул к экспедиции и был автором первого гидрографического описания Камчатки, представив в Петербург «Чертёж, как Камчадальскому носу, також и морским островам, коеликое число островов от Камчадальского носу до Матмайского и Нифонову носу». Так называлось одна из первых карт побережья Камчатки, составленная монахом-казаком.
Церковное послушание
Лютеранину Адаму Иоганну фон Крузенштерну памятник на набережной Петербурга поставлен по заслугам. Только адмирал Российского флота в своих мемуарах ни словечком не упомянул, даже в списках экипажа не указал иеромонаха Александро-Невской лавры отца Гедеона (в миру - Гавриил Федотов), который в качестве корабельного священника экипажей шлюпов «Надежда» и «Нева» совершил первое в истории России кругосветное плавание.
И был отец Гедеон не рядовым попом, а учёным-востоковедом, знатоком китайского языка. На него возлагалась функция не только духовного окормления русских моряков во время плавания, но и переводчика при попытке установить дипломатические отношения с Японией (в начале ХIХ века никто в Петербурге японского языка не знал, а китайский японцы понимали).
Просветитель и духовный подвижник отец Гедеон основал на острове Кадъяк (у берегов Аляски) первую школу для детишек и перевёл на язык островитян ряд важных православных молитв. После возвращения из кругосветного плавания он был назначен наместником Александро-Невской лавры и возведён в сан архимандрита. Что, впрочем, не помогло ему успеть при жизни издать свои записки о том историческом плавании.
«Записки иеромонаха Гедеона», объёмом в 385 листов, не изданы в России до сих пор. Скончался первый кругосветный мореплаватель в рясе, удалившись от мира, в пустыни Олонецкой епархии 1 ноября 1843 года (даже портрета его пока не найдено).
Награждённый… забвением?
Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, вернувшись из плавания к Южному континенту, также забыл о своём корабельном священнике. Нигде, никогда не указывал его имени в публикуемых документах и воспоминаниях. Как будто его там и вовсе не было.
Иеромонах Александро-Невской лавры отец Дионисий мог сам вызваться в такое сверхдальнее и архиопасное плавание (не исключено, что митрополит, понимая это, призвал добровольцев). Что делает его подвиг ещё более значимым. Увы, пока не найдено портрета героя-монаха, неизвестно и его мирское имя и биография до Антарктиды.
24 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт. На возвратившихся из похода в никуда посыпались награды. С военными моряками и даже с врачами всё было просто: их осыпали орденами, новыми чинами, денежными премиями и пожизненными пенсиями. Но трудность возникла с иеромонахом. Впрочем, Беллинсгаузен, начальник экспедиции, выкрутился, отправив морскому министру в августе 1821 года рапорт. В котором ходатайствовал «…между прочим, о награждении, по усмотрению духовного начальства, иеромонаха Дионисия, в уважение трудов его, во время сего вояжа им понесённых».
Иеромонаху Дионисию была выплачена единовременная денежная премия, равная двойному окладу лейтенанта флота. А позже из средств личного кабинета императора Александра Первого определена пожизненная пенсия в сумме… 120 рублей бумажными ассигнациями. Но и эту скромную пенсию от царя монах-аскет так и не успел получить.
Видимо, и духовное начальство не успело чем-то отметить подвиг своего собрата. Логично предположить, что настоятель Александро-Невской лавры не мог отправить в дальнее плавание старого и дряхлого священника (хотя учитывая то, что многие не верили в счастливое возвращение экспедиции, мог молча пожертвовать именно тем, кого не жалко). Измождённый суровым и далёким походом, отец Дионисий сразу по возвращении в Петербург слёг в больницу патриархии. А 9 октября 1821 года скончался и был похоронен на погосте Лавры через два месяца с небольшим после счастливого возвращения. О чём и сообщил митрополит чиновникам, когда те запросили - куда отправить деньги пенсии от царя?
Священник, первый в истории русской церкви и религии планеты отслуживший молебен у берегов Антарктиды, скончался всеми забытый, и могила его утрачена.
Я с уважением отношусь к другим религиям планеты, но нет сомнения, что если бы Антарктиду открыл священник любой иной конфессии - то его имя было бы вписано в историю этой церкви золотыми буквами! А мы про свою православную гордость забыли.
Смотрите также:
- Царь против церкви. Как Петр I подчинил себе духовенство →
- Чудотворным иконам нужна вера →
- Чудеса Александра Невского →