Примерное время чтения: 5 минут
14579

Царь против церкви. Как Петр I подчинил себе духовенство

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге Commons.wikimedia.org

SPB.AIF.RU вспоминает, как Петру I удалось подчинить духовенство, встроив церковь в систему государственной власти.

Буксующая модернизация

Положение церкви на рубеже XVII-XVIII веков было очень сложным. С одной стороны, старообрядческий раскол, с другой - наплыв иноверцев-иностранцев. Необходимо было принимать сильные меры, чтобы остановить протестантскую, католическую и раскольническую пропаганду.

Петр I затеял модернизацию России и не мог не видеть явное недовольство духовенства его преобразованиями. Как носитель государственной идеи император, никогда не любивший духовенство, не допускал самостоятельности церкви в государстве. И однажды Петр обвинил в пробуксовке его реформ духовенство и решил положить конец этому противостоянию. 

Для этого царь привлек бывшего старообрядца игумена Питирима. Тот переписал Выгорецких раскольников, так как императору хотелось, чтобы те по собственной воле согласились работать на железных заводах.Петр решил обезвредить противодействие духовенстваПетр решил обезвредить противодействие духовенства Фото: Commons.wikimedia.org

В Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский, который был назначен президентом Синода. Манифест об учреждении Духовной коллегии был издан 5 февраля 1721 года. В одном из своих увещаний Синод обличал убеждения народа о богоугодности страданий, к которому часто прибегали раскольники. Их детей приказали крестить по православному обычаю. Принявших православие раскольников освобождали от двойного оклада и поборов.

Слуги власти

Петру не нравилось, что в России много церквей. Их изобилием особенно славилась Москва. Царь приказал переписать церкви, указать время их основания, число дворов прихода, расстояние между ними, лишние упразднить.

Синод запретил приносить в церковь личные иконы и молиться перед ними. Во время церковных богослужений указывалось собирать подаяния в два кошелька: один на церковные нужды, а второй на содержание больных и неимущих. По указу Петра богатым запрещалось приглашать духовенство к себе домой, чтобы те служили вечерние и заутренние службы. Это стало считаться тщеславием. Упразднялись все домашние церкви.

С этого времени, то есть с 1721 года, священник делался слугой государственной власти и должен был ставить ее интересы выше церковных правил. Духовным отцам вменялось в обязанность доносить о лицах, признавшихся на исповеди в злом умысле против царя. В Москве за веру боролся митрополит Стефан ЯворскийВ Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский Фото: Commons.wikimedia.org

Священники обязаны были следить, чтобы прихожане посещали церковь в праздники и по воскресеньям, в дни рождения, именины царя и царицы, в день Полтавской победы и Новый год. Желая познакомить русских с другими вероисповеданиями, царь приказал перевести на русский язык лютеранский и кальвинский катехизисы. Иноверцев Казанской губернии, пожелавших креститься, велел не брать в солдаты. А когда царю донесли, что новокрещенных татар в Сибири отдали в холопство, он приказал немедленно объявить их свободными. Также Синод издал указ, где разрешал браки с иноверцами.

Петр - антихрист?

При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, как и горожане. Они имели свои государственные задачи, права и обязанности. Царь хотел, чтобы духовный чин сделался органом религиозно-нравственного влияния на народ, находящимся в полном распоряжении государства. Путем создания высшего церковного управления - Синода - император получил возможность верховного распоряжения церковными делами.

Петр не любил монахов, то есть черное духовенство. Монахи платили той же монетой, в первые годы правления императора распространяя на городских площадях листовки о том, что Петр - антихрист. В итоге царь начал видеть в монастырях очаги смуты и бунтов и неуклонно уменьшал их количество. Монахам запрещено было выходить за стены обители более чем на 2 часа! Да и то лишь с письменного разрешения настоятеля.«Регламент духовный» 1721 года«Регламент духовный» 1721 года Фото: Commons.wikimedia.org

10 октября 1723 года вышел важный указ: не погребать умерших при церквях, а хоронить их на кладбищах или в монастырях. А еще через год вышли новые правила о монастырях, которые должны были содержаться исключительно за свой счет. Святые мощи и чудотворные иконы для богомольцев помещали у ворот, за пределами ограды церкви. А женские монастыри становились «непроницаемыми» для посторонних.

Для подготовки архиереев в Петербурге и Москве устроили семинарии. В 30 лет желающие могли поступать в Невский монастырь, через 3 года принять постриг, проповедовать в Невском монастыре и соборных церквях, а также переводить книги. Каждый день они должны были 4 часа находиться в библиотеке, изучая учителей церкви. Из числа этих привилегированных иноков выбирали архиереев и архимандритов, которых после Синода утверждал государь. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах