Режиссер Михаил Патласов представил в Петербурге первую в России документальную постановку о бездомных людях – спектакль «Неприкасаемые». В основу сценария легли реальные истории людей, оказавшихся на улице, а сами бездомные сыграли роли наравне с профессиональными артистами. В спектакле обыгрываются тяжелые судьбы людей без крыши над головой – обман «черными» риелторами, насилие, трудность в восстановлении документов и другие ситуации. По словам авторов проекта, постановка не направлена на вызывание жалости у зрителей. Главная задача спектакля – изменить сложившийся стереотип о бездомных и показать, что это такие же люди, как и все остальные: со своими проблемами, делами и мечтами.
14 судеб
Идея постановки социального спектакля о жизни бездомных появилась у лауреата премии «Золотая маска» Михаила Патласова еще в прошлом году. Режиссеру хотелось, чтобы в постановке сыграли бы сами бездомные. По мнению Патласова, люди, оставшиеся без крыши над головой, обладают непревзойденным актерским талантом: они не учились этому мастерству в вузах, их заставила жизнь. Михаил задумал собрать спектакль из нескольких жизненных историй бездомных людей.
Чтобы осуществить свой социальный проект, Патласов рассказал о своей идее в интернете и с помощью краундфандинга собрал более 80 тысяч рублей, которые пошли на зарплату бездомным актерам, декорации и костюмы. Найти артистов для постановки оказалось сложнее, чем собрать средства. Начиная с октября прошлого года режиссер искал актеров для спектакля в пунктах обогрева для бездомных, на стоянках «Ночного автобуса» с горячей пищей и в благотворительной организации «Ночлежка». За несколько недель поисков Патласов провел около 70 интервью с потенциальными артистами: одних утверждал на роль, у других собирал истории их жизни – для постановки. В результате для спектакля режиссер отобрал 14 самых драматичных и трогательных рассказов бездомных людей.
Профессионалы и бездомные на одной сцене
Михаил признается: когда начал общаться с бездомными, был поражен историей их судеб. Кого-то обманули «черные» риелторы, кто-то подвергался сексуальному насилию, а кого-то предали самые близкие и родные люди.
Эти ситуации и были поставлены в спектакле. Несмотря на трагизм всех этих событий, Патласов сумел даже несколько комично обыграть отдельные истории. Например, в одной из сцен постановки бездомный никак не может дойти до паспортного стола, хотя очень желает наконец это сделать. Прототипом этой сценки стала история бездомного по имени Виктор.
«Он очень хотел наконец-то получить паспорт, но постоянно откладывал поход в паспортный стол, - вспоминает режиссер. – У него всегда находились какие-то более важные дела. Виктор все-таки получил свой паспорт, и у меня была возможность наблюдать за этим событием. Могу, не задумываясь, заявить, что такой сильной радости, как у Виктора, я не видел ни у кого уже долгое время».
Патласов раздал роли всем отобранным для спектакля бездомным, а вот самих людей с улицы, по задумке режиссера, должны были сыграть профессиональные актеры. В спектакле, которому было дано название «Неприкасаемые», собрался по-настоящему звездный состав. Кроме артистов петербургских театров, в постановке задействованы всероссийские знаменитости: музыку к спектаклю написал Олег Каравайчук, а над художественным оформлением потрудился Владимир Абих.
«Нас не надо жалеть»
Место для спектакля было выбрано очень символичное: Михаил Патласов решил показать постановку в полузаброшенной лютеранской церкви святой Анны на Кирочной улице.
Прохожие заходят сюда нечасто, но, очутившись в этой церкви, проникаются духом искусства благодаря художественным выставкам, которые проходят здесь регулярно. Репетиции спектакля проходили долго и непросто. Бездомные актеры, которые уже репетировали свои роли, внезапно уходили из спектакля, на их место приходили новые.
По словам Патласова, он сам до последнего момента не догадывался, кто же все-таки сыграет на сцене в день премьеры. Зато уж те бездомные артисты, которые не испугались груза ответственности, очень серьезно подошли к делу: ходили на все репетиции, оттачивали диалоги и внимательно слушали режиссера. Патласов не требовал от них заучивания конкретных реплик: бездомным нужно было просто общаться, как в жизни. К тому же, вживаться в роль этим актерам и вовсе не нужно было: задействованные в спектакле люди не понаслышке знают, каково это – много лет прожить на улице, ловя на себе презрительные взгляды окружающих.
Например, Вячеслав Раснер, который играет одну из главных ролей в спектакле, живет на улице уже долгие годы. В прошлой жизни он – учитель географии и экскурсовод. Правда, проведение экскурсий для туристов Вячеслав не оставил до сих пор. Он прекрасно знает историю Петербурга и гуляет с приезжими по центру города: многие платят деньги для того, чтобы послушать экскурсию от колоритного гида. Спустя время у Раснера появилась возможность снять комнату в коммуналке и жить, как раньше, но Вячеслав не собирается обзаводиться крышей над головой: по словам бездомного экскурсовода, улица стала неотъемлемой частью его жизни.
Коллега Вячеслава по сцене, 19-летний Глеб Васильев, стал бездомным сравнительно недавно – около года назад. Молодой человек приехал в Северную столицу из другого города и поступил в университет, но учеба не заладилась. Глеба отчислили из вуза и выгнали из общежития. С тех пор он и живет на улице, зарабатывая на пропитание игрой на гитаре в подземных переходах.
После премьеры зрители выходили из лютеранской церкви молча: настолько сильное впечатление произвело на них увиденное зрелище.
«Мы хотим, чтобы зрители, которые пришли на спектакль, поняли, что мы сами сделали такой выбор в жизни, - объясняют сами бездомные артисты. – Жить на улице – это полностью наше добровольное решение. Поэтому нас не надо жалеть, нас надо просто понимать».
Смотрите также:
- «На роль маньяка не соглашусь!» Актёр Сергей Паршин - за внутреннюю самоцензуру →
- Андрей Носков. Интрига с носом →
- "Есть вещи важнее самолюбия" →