Примерное время чтения: 4 минуты
99

"Есть вещи важнее самолюбия"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 19/05/2004

C 23 по 25-е, а также 29 мая на Камерной сцене МДТ - Театра Европы - премьера спектакля "Любовь дона Перлимплина" по пьесе Гарсия Лорки. Это режиссерский дебют актера театра Олега Дмитриева.

- Олег, вы блестящий актер, зачем вам еще и режиссура?

- Режиссурой я занимаюсь давно, хотя начинал учиться на актерском факультете у Аркадия Кацмана. После первого курса забрали в армию, а когда вернулся, один из педагогов, Валерий Галендеев, посоветовал: "Знаешь что, иди-ка ты на курс Додина, там тебе будет интереснее". Мне было страшно, и когда на третьем туре Лев Абрамович спросил: "Вы на самом деле хотите быть режиссером?", ответил: "Я хочу быть артистом, но я хочу учиться у вас". В театре был ассистентом Льва Абрамовича на "Чевенгуре", "Молли Суини", "Чайке". Додин уезжал, и мы по его заданию делали нечто - эскизы, этюды, потом он возвращался...

- И все переделывал?

- Ну, конечно, все. Это естественно.

- Ваше самолюбие не страдало?

- Если обратиться к пьесе "Любовь дона Перлимплина", то там есть ключевая реплика: "У дона Перлимплина нет самолюбия". Это говорит человек, преступивший болевой порог и осознавший, что есть вещи более существенные, чем самолюбие.

- Так эту пьесу выбрали из-за личных мотивов?

- Мне ее предложил Лев Абрамович. Сам я знал Лорку по другому набору пьес, мимо этой проходил. Но с того момента, как мне ее предложили, началось понимание, цветение идей. Меня поддержала художник Елена Дмитракова. Пьеса фантастически может прозвучать, потому что связана с очень непопулярной сегодня темой - в центре истории стоит абсолютный идеалист, поэт, способный офантазировать каждый миг бытия. Это и свойство Додина.

- Он бывал на репетициях?

- Да, многое подсказал, что вызвало почти полный переворот. Но это интересно, особенно за пять дней до премьеры. Вот была репетиция, вроде бы шла гладко, но Лев Абрамович сказал: "Давайте приостановимся". Действительно, не вспыхивает искра. Проходим еще раз, вдруг все становится интересным. Почему? Володя Селезнев, играющий Перлимплина, назвал это "поворотом ключа" - как зажигание, которое то включается, то нет. Отчего? Мы анализируем.

- У вас не было соблазна самому сыграть Перлимплина?

- Соблазн? Он есть. Но ответ - категорически нет. Мне интересно со стороны увидеть то, что я хочу рассказать зрителям. "Отечеству, человечеству и студентам", как говорит в "Бесах" один персонаж. У Володи Селезнева это первая главная роль, он артист великолепно обученный, пластичный, музыкальный, много читающий, делающий себя в профессии, проходящий путь. Между прочим, на первой репетиции я сказал артистам: "Друзья мои, мы будем заниматься поиском, который может и не увенчаться успехом". Кое-кто отпал, потому что для такой работы нужно много сил и смелости. Селезнев этими качествами обладает. А в ансамбле еще и Галина Филимонова, Наталья Акимова, Наталья Калинина.

А о самолюбии хочу добавить, что режиссер вторичен, потому что растворяется в артистах. Они остаются один на один с публикой, и тогда начинается настоящий диалог. А я могу только подсмотреть из-за кулис, что-то слегка подправить, подсказать.

- Какое у вас настроение?

- Я покоен. Не хочу, чтобы собственная вымотанность, усталость, перенапряжение передались артистам. Хочу, чтобы они эту историю проверяли в покое, интересе, хулиганстве, азарте. И без фанатизма, как это ни странно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах