Российский Колумб. Как впервые был пройден Северный морской путь

Александра Бокова / АиФ-Тула

Во главе экспедиции стоял 28-летний капитан Борис Вилькицкий, прославившийся как российский Колумб. 

   
   

Путешественник вышел из династии гидрографов-первопроходцев. Его отец Андрей Ипполитович проделал путь от юнкера на Балтийском флоте до генерал-лейтенанта, руководителя русской гидрографии. Сын Борис пошёл по стопам отца. Он учился на гидрографическом отделении Морской академии, которое закончил с отличием. Казалось бы, сын известного мореплавателя мог быстро подняться по карьерной лестнице, опираясь на влияние родителя. Но Андрей Ипполитович наотрез отказался помогать сыну и отклонил его просьбу о зачислении в гидрографическую службу.

Получить в ней место Борис смог только после его смерти. В 1913 году он подал прошение об участии в гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану, которое было одобрено. Прямо перед выходом в море Борис Вилькицкий неожиданно для себя стал начальником всего путешествия - ему поручили заменить тяжело заболевшего генерал-майора Ивана Сергеева.

Ему пришлось бороться не только с морской стихией, но и с недоверием экипажа. Опытные мореплаватели посчитали Бориса выскочкой, которому покровительствовали влиятельные чины. Изменить такое отношение удалось лишь решительными действиями и смелыми предложениями.

Так, Вилькицкий принял рискованное решение разделить в пути суда «Таймыр» и «Вайгач», чтобы расширить зону исследований. Как известно, удача улыбается смелым. Вскоре экспедиции удалось обнаружить несколько новых земель, которые были присоединены к владениям России - Землю императора Николая II, остров цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и остров Старокадомского.

Во главе экспедиции стоял 28-летний капитан Борис Вилькицкий. Фото: Commons.wikimedia.org

Из-за сложной ледовой обстановки в сентябре 1913 года суда были вынуждены вернуться во Владивосток. Лишь в июле 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» вновь взяли курс на север. Впереди участников экспедиции ждала авария «Вайгача», который попал в ледовый плен. К счастью, участникам похода удалось освободить корабль из клешней льда, при этом не повредив само судно.

На всём пути гидрографы не прекращали вести исследовательские работы. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь Бориса Вилькицкого. Во время исторического прохода по Северному морскому пути с востока на запад погодные условия не помогали мореплавателям. Из-за тяжёлой ледовой обстановки суда были вынуждены зазимовать в Карском море. 16 сентября 1915 года, совершив первое сквозное плавание, экспедиция прибыла в Архангельск.

   
   

В приветственном документе, который торжественно вручили молодому командиру, Борис Андреевич был назван российским Колумбом…

Кстати

Сегодня фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен отец Андрей Вилькицкий и два раза Борис Андреевич. Их именами назван залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на острове Новая Земля, четыре острова и, наконец, знаменитый пролив между морями Карским и Лаптевых.

Смотрите также: