7201

Штормы и скандалы на борту. Как проходила первая российская кругосветка

«Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Фрагмент гравюры по рисунку Лисянского
«Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк. Фрагмент гравюры по рисунку Лисянского Commons.wikimedia.org

7 августа 1803 года из Кронштадта в кругосветное путешествие вышли два корабля – «Надежда» и «Нева», начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Крузенштерн с помощником капитан-лейтенантом Юрием Лисянским. Плавание продолжалось три года и закончилось там же в Кронштадте в 1806-м. 

Русская команда

Цели экспедиции были научные и коммерческие. Дело в том, что торговля с Китаем, а также сообщение с русскими владениями на Аляске шло по суше. Такой путь занимал около года. Было решено поискать более короткую морскую дорогу. В 1802 году с таким предложением выступила торговая Русско-Американская компания, акции которой имел сам император Александр I.

Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для попытки установить дипломатические и торговые отношения с Японией, в то время закрытой для иностранцев страной. Российским посланником был назначен камергер Николай Резанов, кстати, директор Русско-Американской компании.

Корабли для экспедиции были куплены в Англии, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Крузенштерну советовали и команду набрать из английских матросов, но он предпочёл земляков.

Перед отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы, разрешил на обоих поднять российские военные флаги и взял на себя расходы на содержание одного из судов, за другой платила Русско-Американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции – министр коммерции граф Николай Румянцев.

Если говорить о научных задачах кругосветного плавания, то на борту шлюпов находились учёные-естествоиспытатели, а также живописец Курлянцев. Оснащение кораблей было по тем временам передовым, а учёные имели приборы для астрономических наблюдений, исследований глубин и морской воды. Предполагалось этнографическое изучение встретившихся народов и племён, флоры и фауны неведомых земель.

Пред отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы/ Фото: Commons.wikimedia.org

Экватор пройден!

Сначала экспедиция направилась в Копенгаген, затем в английский порт Фалмут, где пришлось задержаться, чтобы проконопатить всю подводную часть обоих судов, так как они давали течь. В Англии приобрели и запас продуктов. Затем поплыли на юг, зашли на испанский остров Тенерифе, где пополнили запасы продовольствия и воды. В ноябре пересекла экватор: флаг России впервые развевался в южном полушарии, что и было торжественно отпраздновано.

Иван Крузенштерн происходил из остзейских дворян. Фото: Commons.wikimedia.org

Починка корабля «Нева» на полтора месяца задержала экспедицию в Бразилии, где встретили новый 1804 год. 20 февраля суда успешно обогнули Южную Америку у мыса Горн. Однако вскоре налетели крепкие ветры с градом и снегом, в тумане корабли разлучились. Крузенштерн один достиг Маркизских островов, расположенных в центральной части Тихого океана. Встреча обоих кораблей была намечена у острова Пасхи или Нукагива. Наконец, прибыла «Нева» и путешествие продолжилось. В мае вновь перешли экватор, теперь – по направлению на север. У Сандвичевых островов (как тогда называли Гавайи) корабли вновь разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и Японию, «Нева» - на Аляску. Встречу назначили в Китае в порту Макао, принадлежавшем португальцам.

Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии посла из России. В ожидании ответа прошли месяцы, в конце концов было получено согласование, что император отказывается подписывать торговый договор с Россией, и что судам запрещено заходить в японские порты. Япония продолжала оставаться закрытой страной, миссия Резанова выполнена не была.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, по пути исследуя берега Сахалина. Зиму провели в Петропавловске.

«Берега Петропавловска, - писал Крузенштерн, - покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки… По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода…»

Закончив работы по ремонту такелажа и запасшись продовольствием, Крузенштерн направился в Китай.

Возвращение на родину

А в это время «Нева» Юрия Лисянского исследовала Аляску. Команда даже приняла участие в битве при Ситке, когда отряд Русско-Американской компании сражался с местными индейцами за владение этими землями. Индейцы были вынуждены отступить, но в команде «Невы» погибли три матроса.

Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки, и опоздала к назначенному Крузенштерном сроку встречи в Китае. Зато корабль был нагружен мехами, добытыми на Аляске, а этот товар в «Поднебесной» ценили.

Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов.  Фото: Commons.wikimedia.org

9 февраля 1806 года корабли вышли из Кантона и взяли курс на родину, но вернулись в Петербург разными маршрутами. Когда 19 августа «Надежда» подошла к Кронштадту, там уже стояла «Нева», прибывшая раньше - 22 июля.

Скандалы на борту

Уже упоминавшиёся Николай Петрович Резанов, первый директор Российско-Американской компании, известен нам благодаря поэме Вознесенского и рок-опере Рыбникова «Юнона и Авось». Впрочем, история его любви к 15-летней Кончите, дочери губернатора Сан-Франциско, произошла, когда он уже не был участником «кругосветки».

Портрет Н. П. Румянцева кисти Джорджа Доу. Фото: Commons.wikimedia.org

Ну а во время плавания на шлюпе «Надежда» его отношения с Крузенштерном были, мягко говоря, натянутыми. Во-первых, из-за малого размера корабля – его длина составляла всего 35 метров – команда жила очень скученно, Крузенштерну и Резанову пришлось делить одну каюту. Не могли они поделить и власть. Командиром был Крузенштерн, но и Резанов стремился взять руководство на себя. Конфликт достиг крайних пределов, когда камергеру был объявлен бойкот со стороны офицеров, а он в знак протеста последние месяцы плавания не покидал каюты. Общались Крузенштерн и Резанов записками.

Мнение историков о Николае Петровиче противоречивы. Американский адмирал писал: «Живи Резанов на 10 лет дольше, то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, были бы русской территорией».

Российский современник отзывался так: «Сей г. Резанов был человек скорый, горячий, затейливый писака, говорун, имевший голову более способную созидать воздушные замки, чем обдумывать и исполнять».

Крузенштерн и Резанов помирились, когда камергер сошёл с корабля на берег в Петропавловске.

Благодарные потомки?

Памятник Ивану Крузенштерну стоит на берегу Невы с 1873 года. На гранитном пьедестале – табличка: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну». Здесь же – щит с семейным гербом и девизом «Spe fretus” (живущий надеждой).

Благодаря профессионализму и заботе командира о людях, в кругосветке не погиб ни один из членов экипажа «Надежды». И когда в 1839 году отмечался полувековой юбилей службы адмирала, к нему в Петербург пешком пришли три матроса, одному из которых было уже за восемьдесят. Крузенштерн умер в 1846 году. Деньги на памятник собирали моряки, это были «матросские пятаки и офицерские рубли».

Памятник установлен напротив Морского кадетского корпуса, который адмирал возглавлял 16 лет. В советское время это было Военно-морское училище им. Фрунзе, теперь – Морской корпус им. Петра Великого. Название менялось, но оставалась традиция: накануне выпуска курсанты сшивают из нескольких тельняшек одну огромную и ночью надевают её на широкие плечи адмирала. Считается, что это приносит удачу в начинаниях.

Ну а недавно, 4 августа, было обнаружено, что со скульптуры Крузенштерна «благодарные потомки» украли кортик. Полиция Василеостровского района начала расследование.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах