Революция помогла
Сфинксы - фантастические существа с телом льва и головой человека - в Древнем Египте считались защитниками от злых духов, символами власти фараонов. В 1820 году на берегу Нила, напротив развалин древней столицы Фив, археологи обнаружили двух хорошо сохранившихся сфинксов из сиенита - камня, похожего на гранит. Учёные пришли к выводу, что они стояли у заупокойного храма Аменхотепа III, правившего в XIV веке до нашей эры, и являются его портретными изображениями!
Поскольку раскопки велись на деньги английского консула, уникальная находка стала его собственностью. В то время в Европе всё египетское вошло в большую моду, и консул надеялся выгодно продать «древности». Одного из сфинксов он направил на показ в Александрию. Тут скульптуру увидел русский путешественник Андрей Муравьёв. Интересно, что в Египте он оказался случайно. Муравьёв направлялся в паломничество к Святым местам, но в Константинополе не нашлось ни одного корабля, идущего в Палестину, - пришлось плыть в Египет.
Муравьёв загорелся желанием приобрести сфинксов для России. Он написал письмо российскому послу, тот переправил его в Петербург императору Николаю Первому. Правитель оставил решение за Академией художеств. Там покупку одобрили, но англичанин устал ждать и продал сфинксов во Францию.
И украшать бы им Париж, да в стране вспыхнула июльская революция 1830 года и стало не до древностей.
Россия купила сфинксов относительно недорого - за 64 тысячи рублей. Для сравнения: кони Клодта обошлись в 450 тысяч.
Титул фараона
Вес скульптур - 46 тонн, высота каждой - около четырёх метров, длина - более пяти. Не каждое судно могло взять такой груз. Наняли огромный парусник под названием «Добрая надежда». Для размещения сфинксов выпилили часть палубы, а чтобы их погрузить, соорудили специальную плавучую пристань с подъёмным краном из пальмовых брёвен. Однако кран не выдержал, верёвки ослабли и один из сфинксов упал, разбив в щепки мачту и борт. Вторую скульптуру погрузили благополучно. В отдельных ящиках ехали короны сфинксов.
Скульптуры плыли почти год: сначала по Средиземному морю, потом вдоль берегов Франции и Англии в Балтийское море. В 1832 году они прибыли в Петербург. Но ещё предстояло найти для установки достойное место.
В это время по проекту архитектора Константина Тона сооружали причал - спуск набережной у Академии художеств. Это был первый причал, встречавший иностранные суда, приходившие из Финского залива. Его хотели украсить как можно эффектнее. Сначала думали разместить здесь коней Клодта, но потом решили, что лучшим завершением станут сфинксы. Строительство шло два года, всё это время «египтяне» ждали во дворе Академии. В апреле 1834 года они заняли места на постаментах, где появилась надпись: «Сфинксъ изъ древних Фивъ въ Египте перевезенъ въ градъ Святаго Петра въ 1832 году».
«Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье». Бог Гор - это покровитель и небесный защитник фараонов, Ра - бог солнца, «девять луков» - окружавшие Египет племена. Ну а Небмаатра - тронное имя Аменхотепа.
Двухъярусные головные уборы на головах сфинксов означают, что фараон владел двумя царствами. Лоб и плечи скульптур покрыты платком - это символ власти, а вот священные накладные бороды, также символизирующие власть, оказались отколотыми. Учёные считают, что это было сделано ещё наследниками Аменхотепа: вполне современная история низвержения ушедшего кумира.
Исполнение желаний
Сфинксы всегда считались существами загадочными, вот и петербургские любители мистики находят в их присутствии немало таинственных знаков. Говорят, будто со времени установки «египтян» Нева изменила свой характер: крупные наводнения стали случаться реже. А ещё - якобы сфинксы исполняют желания. И, наконец, некоторым кажется, что выражение лиц скульптур меняется: утром и днём оно спокойное и невозмутимое, но к вечеру становится зловещим. Другие же видят в уголках губ едва заметную улыбку, словно сфинксы знают об этом мире что-то такое, чего никогда не постичь людям.