Смелость жителей Бесленей. Как ленинградцы стали «черкесами»

М. Охтов (в центре) принял решение помочь детям из Ленинграда. © / Из личного архива

Что объединяет Санкт-Петербург и маленький аул Бесленей в Карачаево-Черкесии? Эти два очень далёких друг от друга населённых пункта во время Второй мировой войны неожиданно «связали» дети. Жители аула спасли от гибели маленьких блокадников. 

   
   

Вырастили как родного

В апреле 1942-го воспитанников одного из детских домов Ленинграда эвакуировали на Кубань. По словам президента Федеральной национально-культурной автономии адыгов (черкесов) России Александра Охтова, эшелон, в котором они ехали, по дороге разбомбили. Выживших детей, большинство из которых были евреями, посадили на подводы и отправили в Грузию. 

Больше месяца обоз находился в пути. Детей где-то подкармливали, а где-то не давали даже куска хлеба: в то время немцы уже были на Кавказе, и местные боялись, что за помощь еврейским детям могут расстрелять. Почему не испугались жители Бесленея? 

- Это решение нелегко далось селянам, - признаётся Охтов. - На совете старейшин, который собрали сразу же после того, как заметили обоз на окраине аула, мнения разделились. Последнее слово было за старостой Мурзабеком Охтовым. Он напомнил об адыгском моральном кодексе, запрещающем отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается. Когда объявили об этом решении, местные жители разобрали детей по домам. Всем ребятам дали черкесские имена и фамилии.

Владислав Карданов, которому сейчас 82, своими глазами видел, как в аул привезли детей из блокадного Ленинграда. 

- Мне тогда было 5 лет, - вспоминает он. - День стоял жаркий, все от мала до велика работали в поле, собирали урожай. Вдруг прибежал один местный мальчишка и начал звать с собой. Я пошёл за ним и увидел картину, которая потрясла до глубины души: на телегах лежали почерневшие от загара, облепленные мухами, ужасно истощённые дети. Некоторых из них уводили с собой наши женщины. С одним из мальчишек Владислав подружился. 

- Я знал его как Рамазана, - продолжает собеседник. - Мы вместе ходили в школу. Он, как и все дети из Ленинграда, которые остались в наших краях, выучил черкесский язык. После школы работал водителем и крановщиком. Женился на местной девушке, у них родились два сына. Сегодня в живых из тех чудом спасённых детей почти никого не осталось.

   
   

- Моему отцу Владимиру скоро исполнится 90. Сейчас он уже очень больной человек, но когда был моложе, много мне рассказал о себе, - говорит Фатима Цеева. 

Его настоящая фамилия - Жданов. Во время войны его отец погиб на фронте, мать умерла, когда Ленинград был взят в блокадное кольцо. В Бесленей он попал в 13 лет. Семья Цеевых спасла ему жизнь. 

- Благодаря этим добрым и самоотверженным людям папа получил высшее образование. Его приёмный отец не разрешал сыну работать в поле, заставлял усердно учиться, - рассказывает Фатима.
После войны Владимир окончил горный институт, стал инженером. Он - полный кавалер орденов шахтёрской славы. 

По воспоминаниям местных жителей, запечатлённых в снятом 10 лет назад фильме «Бесленей. Право на жизнь», когда фашисты оккупировали аул, они начали вызывать к себе людей и выпытывать, где те спрятали детей из Ленинграда. К тому моменту одних ребят удалось переправить в другие селения, а других - попросту спрятать в сараях, подвалах, чуланах. Для маскировки им мазали лица сажей. 
Когда же война подошла к концу, бесленеевцы начали разыскивать настоящих родителей маленьких переселенцев. Некоторым удалось вернуться, но для большинства аул стал вторым домом. [right_article: 2635149 {title: Статья по теме}]

Новое имя Кати

Единственную девочку из того обоза - Катю Иванову - переименовали в Фатиму. Годы спустя она вышла замуж за местного парня и родила пятерых детей. После войны Катя-Фатима нашла брата и сестру. Интересно, что её сестру Евгению тоже удочерили добрые люди. Но это были не жители черкесского аула, а казаки из станицы Новоисправненской. 

Брат Кати, Валентин, вернулся в Северную столицу. Он позвал с собой сестёр, но новоявленные «горянка» и «казачка» не захотели покидать южные края.

По словам Александра Охтова, все дети, которых приютили жители аула, выросли хорошими людьми. Виктор, которого новая мама Кара назвала Рамазаном, рос болезненным. Когда ему нездоровилось, женщина ночи напролёт проводила у его кровати. Как-то она неудачно упала, и заботу о ней взял на себя мальчик. По воспоминаниям селян, он трогательно ухаживал за ней.

- Сейчас на Западе любят говорить о толерантности, - комментирует режиссёр картины «Бесленей. Право на жизнь» Вячеслав Давыдов. - А я хотел показать в своём фильме, что настоящая толерантность всегда была присуща народам нашей страны. То, что совершили жители черкесского аула, - настоящий подвиг. 

Долгое время благодарные потомки блокадников просили власти установить в Бесленее памятник тем, кто заменил родителей ленинградским детям. Это удалось лишь в 2010 году. Деньги на этот проект собирали всем миром. Скульптор Хатиза Кемрюгов создал фигуру женщины, символизирующую всех приёмных матерей аула.

 

Смотрите также: