Разрушим сокровище нации? В Петербурге могут снести 17 исторических зданий

Сохранять старое или строить новое? © / Фото «СПб Реновация».

В Северной столице назревает очередной градостроительный скандал. На этот раз со строительством железнодорожного терминала высокоскоростной магистрали (ВСМ) и Большого Смоленского моста. Для реализации проекта предлагается снести сразу 17 исторических зданий в районе площади Восстания и проспекта Обуховской Обороны.

   
   

Исчезнут с карты города?

На днях комитет по охране памятников опубликовал на своем сайте для общественного обсуждения соответствующий документ. Речь о поправках в закон, которые разрешают «при строительстве объектов транспорта в квартале 1521» демонтаж девяти дореволюционных домов. Сюда входят адреса: Лиговский проспект, 50, лит. З; 52, лит. А, Б, Д, Е, Ж, З, Л, и Транспортный переулок, 12, лит. А. В этом месте и планируется возвести терминал ВСМ.

Как уже писали «Аргументы и факты – Петербург», проект КГИОП допускает в рамках программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» снос еще восьми домов-памятников. Они расположены на проспекте Обуховской Обороны, 44, лит. А; 48, лит. А; 54, лит. А; 56, лит. А; 60, лит. А; 68, лит. А; 69, лит. В; 71, лит. А. Здесь собираются перекинуть через Неву Большой Смоленский мост.

Оба проекта задумывались давно. Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург планировалось еще в советское время и обсуждается до сих пор. Если идея воплотится в жизнь, железная дорога обещает доставлять пассажиров из одной столицы в другую за 2,5 часа.

«На территории Петербурга сделают четыре остановки, – сообщил первый заместитель главы комитета по градостроительству и архитектуре Александр Тетерин. – Они появятся на Обводном канале, в Обухове, в Пушкине и на Московском вокзале.

Последняя станет самой масштабной, вокзал планируют построить на месте складов Кокоревых на Лиговском проспекте, 50-52. Часть сооружений снесут, а от других останутся только фасады».

   
   

Соединит север и юг

Непростая судьба и у моста. Переправа в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай задумывалась еще в 1969-м. Тогда до реализации дело не дошло, но сейчас, спустя 53 года, мост все-таки может появиться. Сторонники его строительства говорят об острой необходимости такой переправы. Вспоминают, что еще в 2000-х собирались перебросить через Неву пять мостов, но в итоге ввели только один – вантовый. Планируется, что новый мост свяжет северные и южные районы в обход центра и будет разводным шестиполосным. Средняя пропускная способность одной полосы – тысяча автомобилей в час, что поможет в этой части города справиться с пробками. Также рассматривается вариант, когда на широтной полосе сделают велодорожки и проложат трамвайные рельсы.

«Этот вид транспорта за час может перевозить 10–15 тысяч пассажиров только в одну сторону, – подчеркнула заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова. – А если это будет состав, который на правом берегу дойдет до линий скоростного «Чижика», получится полноценная замена метро».

Все так, но надо убрать восемь исторических зданий, в том числе пять – жилых. По мнению бизнеса, исторической ценности они не имеют. К тому же в советское время некоторые были так переделаны, что потеряли свой облик. Однако против спорной позиции активно выступают градозащитники. По просьбе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры независимые эксперты подготовили альтернативный проект строительства развязки Большого Смоленского моста. По мнению специалистов, потери исторического пояса могут быть минимальными.

«Мы предлагаем более компактный вариант, который позволит сохранить 7 из 8 зданий, – рассказала член президиума ВООПИиК Анна Капитонова. – Однако нас не слышат. Не учитывается, что сохранятся все необходимые съезды, в том числе самый востребованный левый поворот с Большого Смоленского проспекта в сторону центра. Сейчас видим, что снова прорабатывается масштабная развязка, которая может уничтожить природную и историческую среду проспекта Обуховской Обороны».

Ряд зданий связаны с героическими страницами блокады. Так, дом № 54 по проспекту Обуховской Обороны – это 117-я трудовая школа, в которой училась будущая легендарная поэтесса Ольга Берггольц. Именно ей было суждено в суровые дни испытаний стать голосом осажденного Ленинграда.

Что дальше? 28 февраля завершилось обсуждение предполагаемых поправок в закон № 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия...» Сейчас мнения горожан, которые они направляли через электронную приемную администрации, будут обработаны и проанализированы. Власти уже заявили, что по результатам дискуссии проекты строительства моста и ВСМ могут быть скорректированы. Вопрос – в какую сторону?

«За» и «против»

Общее важнее частного? 

Генеральный директор НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов:

«Вы когда-нибудь видели склады на Лиговском, которые хотят снести? Любой человек скажет, что это обычные помещения. Но если построить Высокоскоростную магистраль и в этом месте вокзал – созданной инфраструктурой на протяжении многих лет будут пользоваться миллионы людей. Сегодня просто не найти в центре города локацию, когда в шаговой доступности от метро можно возвести такой комплекс. Такая же ситуация с возведением Большого Смоленского моста. Поэтому необходимо руководствоваться здравым смыслом и убирать обветшавшие строения.

Данный случай не единственный. Знаю немало примеров, когда у нас могли появиться новые предприятия, центры, предприниматели были готовы инвестировать средства, но этого не случилось. Демонтировать практически аварийное здание со статусом памятника они не могли, а восстанавливать его и начинать там работу было слишком рискованно и требовало огромных затрат.

Полностью согласен, что надо общаться с градозащитниками, неравнодушными людьми, и строительное сообщество принимает участие в диалоге. По такому пути идут и во многих зарубежных странах. Сохраняя историю, нужно думать и о развитии, будущем города, а значит, находить компромисс. Общее должно превалировать над частным».

Искать варианты. Публицист, автор книг об историческом наследии Петербурга Юрий Светов:

«В городе намечается опасная тенденция – сооружение многих объектов, которые сегодня нужны для прогресса, сопровождается разрушением исторической застройки. Как следствие – протесты и сопротивление общества. Мне непонятно, почему власти не хотят понять эту озабоченность? Ведь все осознают: мегаполис должен развиваться – значит, требуются новые магистрали, транспортные развязки. Но зачем ради этого губить то, что создано до нас? Да, здания, которые сейчас предлагается ликвидировать, не дворцы. Но наш город за более чем 300 лет состоял не только из шедевров архитектуры. Поколения тех, кто создавал Петербург, Ленинград, жили в рядовых домах, и нам надо бережно сохранять связь с прошлым. Как быть?

С моей точки зрения, следует искать все возможные варианты, защищающие исторический пласт. Пример – Новая Голландия. Сумели же сделать так, что и стены XVIII века сохранены, и современная инфраструктура комплекса приносит прибыль. Давайте и в ситуации с ВСМ, Большим Смоленским мостом использовать этот и другой опыт. И только когда будут представлены неопровержимые доказательства, что по-другому нельзя, – сносить. Если общество считает, что ему нужна память об этом месте, то надо людей услышать».

Ради чего разрушили?

Каких памятников архитектуры в последнее время лишился город, и ради чего их снесли?

Спортивно-концертный комплекс на пр. Гагарина. Памятник советского модернизма был построен в 1980 году с использованием новаторских технологий – уникальной крышей и нестандартными инженерными решениями. Сначала здание обещали реконструировать, а затем убрали полностью. Делалось это с нарушениями, погиб рабочий. Цель сноса – строительство новой арены и проведение в 2023-м чемпионата мира по хоккею.  

Спортивно-концертный комплекс на пр. Гагарина. Фото: Commons.wikimedia.org

Речной вокзал. Он был открыт в 1970-м на проспекте Обуховской Обороны. Рядом возвышалась и 16-этажная гостиница. Однако в 2012-м якобы из-за падения потока пассажиров комплекс разрушили. Вскоре на этом месте построили 24-этажный дом.

Речной вокзал. Фото: Commons.wikimedia.org

Завод «Новый Лесснер». Дореволюционные корпуса завода на улице Александра Матросова убрали в 2016 году. Было много подтверждений, что сделано это незаконно. Градозащитники указывали на изменение в документах сроков постройки на более поздние. Сейчас здесь вырос жилой комплекс бизнес-класса.

Завод «Новый Лесснер». Фото: Commons.wikimedia.org

Дворец культуры им. Первой Пятилетки. Решение о сносе принял в 2005 году городской комитет по охране памятников – теперь на его месте возвышается вторая сцена Мариинского театра. На одном из фасадов сохранен фрагмент Литовского рынка.

Дворец культуры им. Первой Пятилетки. Фото: Commons.wikimedia.org

Кстати

Уже не раз горели здания завода «Красный треугольник» на наб. Обводного канала. Часть корпуса обрушилась и 17 февраля. Завод с 140-летней историей – памятник промышленной архитектуры. Эксперты говорят, что его разрушение – вопрос времени.