В коммунальном плену. Власти не планируют полностью расселить эти квартиры

Такое заявление на днях сделали представители Смольного. Прозвучало оно во время подведения итогов за первое полугодие 2017-го профильной целевой программы. Значит ли это, что тысячи людей навсегда так и останутся «в коммунальном плену»?

   
   

Исчезнуть не получится

По данным на 1 июля в Северной столице насчитывается 76,6 тыс. коммунальных квартир, там обитают 245 тыс. семей.

Сейчас уже как-то забылось, что и федеральный центр, и местная администрация давно обещают людям комфортное жильё. Наиболее масштабный проект по их расселению стартовал ещё в 2007 году. «Это очень символично: в 1917-м в городе появились коммуналки, и в 2017-м они исчезнут», - заявила тогда губернатор Валентина Матвиенко, представляя амбициозную программу. На тот момент в городе было 118 тыс. коммуналок. Спустя десять лет их стало меньше всего на треть! Чиновники объясняют это недостатком финансирования и сложностью задачи. А сейчас и вовсе изменили сам подход к проблеме.

- Анализируя, кто живёт в таких квартирах, мы видим, что в основном это владельцы помещений, - сообщила первый зампредседателя жилищного комитета Марина ОРЛОВА. - У них уже есть крыша над головой, а имеющуюся комнату они чаще всего сдают для дополнительного дохода. Немало и тех, кто по закону не может рассчитывать на улучшение условий. Например, менее 10 лет зарегистрирован в Петербурге, не является малоимущим или не стоит на очереди. С нашей точки зрения, направлять бюджетные средства для поддержки этой категории граждан, когда есть тысячи действительно нуждающихся, не совсем правильно.

Важный нюанс - помогают в первую очередь тем, кто принят на учёт. Сегодня это 87 тыс. семей. Вариантов несколько. Жители коммуналок, продающие свои метры, вправе получить субсидию: одинокие могут претендовать на 800 тыс., а семья из трёх человек - на 1,3 млн руб. Если прибавить коммерческую стоимость проданного, можно выходить на рынок. Также город помогает выкупить освободившиеся комнаты тем, кто остаётся, с понижающим коэффициентом и рассрочкой на пять лет. Плюс предоставляется первоочередное право на участие в других социальных программах, в том числе «Молодёжи - доступное жильё».

Униженные и оскорблённые?

А вот прежние общаги, сегодня ставшие многокомнатными коммуналками, по-прежнему головная боль и для тех, кто там застрял, и для чиновников. В одной из них, в престижном Московском районе, 26 комнат. Люди в этих хоромах ютятся по 30 лет и больше. Пришли молодыми специалистами, сейчас скоро на пенсию, а квартиры нет.

- Таких общежитий - больше половины, - признал директор СПбГБУ «Горжилобмен» Сергей ФИЛИМОНОВ. - Комнаты там оцениваются не в 1,5 млн как в среднем по городу, а примерно в 800 тысяч. Найти инвестора, взявшегося бы за расселение этих «апартаментов», тоже непросто.

   
   

Более того, сегодня образуются новые коммуналки уже в современных высотках. Происходит это при расселении ветхого фонда.

- По Жилищному кодексу при аварийной ситуации получение отдельного жилья не предусматривается, - подтвердила главный специалист отдела расселения коммунальных квартир ЖК Екатерина ЛЕВАГИНА. - Оно предоставляется в объёме, равном занимаемому. В результате, к сожалению, в новых домах появляются коммунальные квартиры.

Однако отчаиваться не стоит. Специалисты говорят, что даже при отсутствии видимых перспектив не надо сидеть на месте. Город готов помочь. Так, 21июня в жилищном комитете состоялся очередной конкурс, где к расселению предложено 18 коммуналок. Всего же в этом году планируется ликвидировать свыше 4 тыс. таких квартир.

Напомним, в 2013-м уже команда Георгия Полтавченко пообещала избавить город от коммуналок к 2030 году. Для этого в общей сложности необходимо 60 млрд руб. Деньги выделяются, но до нужного объёма далеко. А два года назад финансирование программы даже сократили. Но находятся же у чиновников средства, чтобы в шесть раз увеличить бюджет стадиона на Крестовском, проводить футбольные чемпионаты, праздники-приёмы политической и бизнес-элиты. Однако избавить горожан от унижения коммуналками власть, похоже, не торопится.

Смотрите также: