Жертвы рентгена. Пострадавшим от бария не выплатят компенсации?

В январе этого года несколько человек пострадали при прохождении медосмотра в одном из медицинских центров Выборгского района Петербурга. В ходе обследования желудка и желудочно-кишечного тракта отравились барием более 20 пациентов, а погибли – семь.

   
   

Сейчас, по данным СМИ, городской медцентр отказывается платить компенсации родственникам погибших от бария, если они решат обратиться по этому делу в суд. В чем причина этого, разбирался «АиФ-Петербург».

Нет предела возмущению

Несколько месяцев назад в одном из медцентров Петербурга зафиксировали массовую гибель пациентов. Оказалось, что все, кто приходил на рентген желудка в центр на улице Сикейроса, получил серьезное отравление. По версии следствия, в больнице при обследовании использовали не тот химикат.

После того, как в клинике умерли семь человек, а более 20 были госпитализированы с признаками отравления, делом занялся следственный комитет. Уже в начале апреля медцентр начал прием документов и выплаты пострадавшим и семьям погибших в результате трагедии.

Так, отравившимся, но выжившим пациентам обещали 300 тысяч рублей; инвалидам, – 500 тысяч рублей, а родственникам погибших – миллион. Однако некоторые с такими компенсациями не согласились и отказались от положенной выплаты.

«Я на мировое соглашение не пойду! Жизнь человека они оценили в миллион рублей. Его заставили умирать мучительной смертью на глазах у детей! Я с ними встречусь только в суде. Сейчас жду экспертизу по веществу, которое убило мужа. После этого буду подавать в суд на клинику», - писал «КП-Петербург» со слов 38-летней Александры Ц., матери четверых детей.

Сейчас медицинский центр выдал документ с шестью причинами для отказа в компенсации. Учреждение не станет платить компенсацию родным погибших, если они обратятся в суд.

   
   

«В выплате компенсации может быть отказано, если денежное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью пациента, взысканы с ГКДЦ №1 на основании решения суда либо мирового соглашения, а также если требование о выплате денежного возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациента, находятся на рассмотрении в судебной инстанции», - написано в документе.

Мнение юриста

«Сами по себе такие нормы в этом положении не противоречат действующему законодательству и направлены на исключение ситуации получения двойной компенсации», - считает юрист Сергей Пирогов.

По мнению специалиста, эти нормы говорят лишь о том, что если пострадавший заявил свои требования в судебном порядке, то, соответственно, они и удовлетворяться будут именно в таком порядке. Положение о выплате компенсации является документом, регламентирующим выплату такой компенсации в добровольном порядке.

«То, что те, кто уже получили компенсацию в соответствии с этим положением, и позже обратились в суд, с них деньги взыскиваться не будут, - это обосновывается и обуславливается тем, что действительно механизмы возврата полученной компенсации не существует и существовать не могут. Здесь речь идет не о лишении людей права на получение компенсации, а лишь об определении порядка ее получения. Либо человек получает ее в порядке и на условиях установленных этим положением, либо человек ее получает в порядке, который предусмотрен законом, а именно в судебном порядке, и в том размере, который определит суд», - объясняет Сергей.

В комитете здравоохранения уже напоминали о том, что при обращении за выплатами пострадавший должен иметь заключение эксперта по результатам судебно-медицинской экспертизы, где установлена тяжесть вреда здоровью пациента и сведения о том, что установленный вред здоровью наступил в результате медицинской услуги, а при обращении близкого родственника - сведения о том, что смерть наступила в результате полученной медицинской услуги. Вместо заключения эксперта заявителем мог быть и вступивший в силу судебный акт о признании пациента пострадавшим в ГКДЦ №1 с установлением тяжести вреда здоровью.

Погибли по ошибке

Напомним, что в больнице по каким-то причинам больным дали не сульфат бария, а соли бария, которые часто применяются в промышленных целях. Для приема внутрь они не предназначены.

Тогда же первым задержанным по делу выступил главврач клиники Евгений Попов. Именно его подпись стояла под документом о закупке неправильного химиката. Позже под стражей оказалась руководитель отделения лучевой диагностики клиники Елена Медведева. Якобы она знала о том, что закупленное вещество не является лекарственным препаратом, но разрешила персоналу использовать его в ходе лечения. Через некоторое время суд отправил в СИЗО еще двух медиков - заместителей главврача медцентра Наталью Суровенко и Александру Феофанову.

Кроме того, старшая сестра медцентра попыталась покончить жизнь самоубийством. Удивительно, но она была единственным фигурантом уголовного дела, которого не отправили в СИЗО, а лишь отпустили под подписку о невыезде.