«АиФ-Петербург»: - Как Вы считаете, почему люди хотят стать судьями, что им дает эта профессия?
Николай Левников: - Во-первых, на сегодняшний день это не профессия, это хобби и, наверное, интересное занятие для человека. Профессией оно становится уже тогда, когда арбитр достигает определенных вершин, то есть становится судьей премьер-лиги. Тогда можно говорить о профессии. На сегодняшний день арбитры — это люди, которые любят футбол, но не смогли проявить себя в футболе, как игроки: им хочется продлить спортивную жизнь, и они приходят попробовать себя в судействе. К тому же человек, который даже просто подумал о том, что он хочет взять свисток в руки, обладает определенными персональными качествами. Как показывает жизнь, те, кто приходят и уходят, этими качествами не обладают. У тех, кто остается, есть врожденные качества, которые свойственны арбитру: в первую очередь, это любовь к футболу, возможность проявить себя в качестве руководителя и, пусть на коротком отрезке, в течение 90 минут, но все равно быть востребованным.
«АиФ-Петербург»: - Есть ли какие-то требования при поступлении в Академию спортивного арбитра?
Н.Л.: - На сегодняшний день вступительных требований нет. Мы даем объявление - в конце октября у нас прием. Любой желающий при наличии справки от врача о состоянии здоровья, подтверждающей, что он может заниматься спортом, физическими нагрузками (это обязательное условие), заплатив три тысячи рублей за весь период обучения и пройдя курс, может по завершении нашей Академии обсуживать матчи Санкт-Петербурга и Ленинградской области по футболу.
«АиФ-Петербург»: - Стоимость обучения незначительная. С чем это связано?
Н.Л.: - У нас не коммерческий, а социальный проект. Мы просто привлекаем людей в судейство, а эта сумма необходима нам на то, чтобы покрыть расходы на аренду помещения, беговых дорожек, футбольного поля. А сумма и впрямь чисто символическая. Но она дисциплинирует людей: человек, который внес пусть даже такую небольшую сумму, понимает, что это не халява, это не бесплатно. А уже наша задача — обратить его в свою веру. Знаете, как священник, например, говорит о вере, так и мы каждый день говорим о всех достоинствах и значимости профессии арбитра, о том, как это почетно — быть судьей, как важно работать над собой, знать правила, как важна физическая подготовка. Преподаватели, бывшие судьи, у нас рассказывают о своем опыте и, таким образом, затягивают в свою веру. А потом это становится как наркотик: человек, попробовавший судейство, уже без него жить не может, если у него получается.
«АиФ-Петербург»: - При приеме в Академию внимание уделяется возрасту: предпочтение отдают более молодым. Насколько важен возраст для судьи?
Н.Л.: - В принципе, мы говорим тем желающим, которые приходят к нам учиться, что если они думают о том, чтобы добиться большого судейства, судить матчи чемпионата России, международные игры, то им необходимо время. То есть лучше всего приходить в школу с 16 до 22-24 лет, максимум – до 25 лет. А если человек приходит просто для того, чтобы судить матчи первенства города, он может прийти в любом возрасте, ничего страшного.
«АиФ-Петербург»: - Наличие высшего образования имеет значение при поступлении?
Н.Л.: - При поступлении – нет. К нам приходят и студенты, и те, кто учатся в колледжах, и учащиеся школ. Просто люди должны понимать — чтобы потом стать судьей премьер-лиги, чтобы быть инспектором, когда ты закончишь судейскую деятельность, надо иметь высшее образование. То есть каждый человек должен заглядывать вперед.
«АиФ-Петербург»: - Это должно быть обязательно спортивное или может быть любое образование?
Н.Л.: - Нет, любое образование.
«АиФ-Петербург»: - Из каких профессий чаще всего приходят люди?
Н.Л.: - Очень трудно сказать. Если брать всю Россию, то большинство — это учителя физкультуры и тренеры по футболу детских спортивных школ. Но, если брать наш Питер, то это люди различных профессий. Я, когда приходил в судейство, был инженером на заводе, Сергей Лапочкин — учителем физкультуры, Алексей Румянцев работал инструктором на заводе «Севкабель». Тарас Безубяк - директор училища, и тогда, когда приходил в судейство, был преподавателем профессионально-технического училища. То есть это люди различных специальностей.
«АиФ-Петербург»: - Расскажите, как проходит обучение в Академии
Н.Л.: - Обучение длится 6 месяцев. Мы занимаемся два раза в неделю по 1,5-2 часа. Всего в обучение входит 20 занятий по теоретической подготовке, 20 занятий по правилам игры в футбол, 10 занятий по физической подготовке, 4 практических занятия, когда судьи отрабатывают жесты флагом, работу со свистком, позицию на поле. Кроме этого три часа работает психолог, проводит психологическое тестирование и рассказывает о психологическом восстановлении и т.д. Но мы совершенствуемся, наши программы занятий меняются с каждым годом, у нас появляются новые предметы.
«АиФ-Петербург»: - Насколько важна для будущего арбитра психологическая подготовка?
Н.Л.: - Психологическая подготовка для судьи очень важна. Без психологической устойчивости, без умения быть стрессоустойчивым человеком, правильно настроить себя на матч в судействе делать нечего. Поэтому мы даем основы психологической подготовки.
«АиФ-Петербург»: - Насколько трудно после окончания Академии стать судьей матчей премьер-лиги, сколько времени на это требуется?
Н.Л.: - Это длительный путь. Наша Академия пока готовит арбитров только для низкого уровня — соревнований первенств города и области. Это стартовая площадка. Но у нас есть планы, которые мы претворяем в жизнь совместно с футбольным клубом «Зенит»: есть программа по усовершенствованию судей, которые уже обслуживают матчи чемпионата города, и по подготовке наиболее талантливых ребят, доведению их до уровня профессионального футбола. Но каждый, кто приходит в судейство, должен понимать, что с момента начала обучения до того, чтобы начинать обслуживать матчи премьер-лиги, должно пройти как минимум 10 лет. Здесь важно совмещение практики и теории.
«АиФ-Петербург»: - На второй год обучения отбираются действующие судьи, уже имеющие практический опыт, а также перспективу роста в качестве футбольного судьи. А могут ли как-то реализовать себя в спортивном судействе те, кто прошел один год обучения и не попал в их число?
- Н.Л.: - Почему бы и нет? Дело в том, что на второй год обучения дорога никому не закрыта. Просто надо доказывать это на практике, совершенствоваться. В городе очень много игр, и так же, как у футболистов, не всегда все раскрываются в первый год. Проходит время, и из тех, у кого, казалось бы, нет шансов проявить себя, вырастают очень сильные арбитры.
«АиФ-Петербург»: - Сколько выпускников Академии на данный момент являются действующими судьями в профессиональном футболе?
- Н.Л.: - Академия существует всего четвертый год, сами понимаете. Но порядка 10-15 человек — это главные судьи второго дивизиона и помощники. Мы пока не подсчитывали, но у нас уже даже два преподавателя академии — это те, кто в первый год пришел на занятия. И они судят профессиональный футбол, вторую футбольную лигу. Но это довольно короткий промежуток времени.
«АиФ-Петербург»: - Где в Санкт-Петербурге до создания Академии обучали арбитров?
Н.Л.: - У нас была такая система в Коллегии судей Ленинграда, а потом и Санкт- Петербурга: люди приходили перед началом сезона, проходили двухнедельные курсы (семь занятий) и начинали судить. Таким образом, набирались именно практического опыта. Эта программа и сейчас параллельно существует в Коллегии футбольных арбитров Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И усовершенствование нашей программы — это уже совместная работа Академии и Коллегии.
«АиФ-Петербург»: - Сколько всего существует подобных учебных заведений в России?
Н.Л.: - Есть серьезный центр подготовки арбитров Андрея Дмитриевича Будогосского в Москве. Но у него немножко другая программа — 4-годичный курс обучения, который отличается от нашего. Мы идем по западному пути – такие же школы, академии, как у нас, которые обучают судей 3-6 месяцев, а потом уже совершенствуют их на второй, третий год, существуют в Испании, Италии в Германии.
Смотрите также:
- Создавать надо не списки предателей, а летопись героев →
- Людмила Вербицкая: «Потеряем язык - потеряем страну» →
- И порой поет Гаудеамус... →