В этом году Рособрнадзор снизил минимальные баллы за экзамены по русскому и математике. Иначе 20% выпускников не получили бы аттестата. Однако результаты ЕГЭ всё равно печальные. В том числе и в Петербурге. Президент Путин уже заявил, что нужно пересмотреть программу преподавания русского языка в школах.
«Это должно коснуться всех предметов школьной программы», - уверена Людмила ЯСЮКОВА, известный социальный психолог.
«Окрошка» знаний
- Людмила Аполлоновна, вы на протяжении многих лет наблюдаете за интеллектуальным развитием школьников и студентов. Почему они сдают экзамены всё хуже и хуже?
- Всё дело в дефективной системе обучения. У нас уже много лет идут бесконечные реорганизации и «совершенствования» школьной программы. Но фактически образование разрушено, поэтому дети из школы выходят с «окрошкой» знаний в голове. Мы отбросили всё советское, в том числе и образование, хотя оно до сих пор считается лучшим в мире. Страны Скандинавии взяли за основу именно советские школьные программы. Исследования норвежского университета показали, что в тех школах, где это было сделано, знания у всех детей гораздо выше среднего. А что измеряет сам ЕГЭ? Как известно, такое тестирование придумали французы, чтобы примерно оценивать общую осведомлённость мигрантов, которые ещё плохо говорят по-французски. В результате всех наших экспериментов уровень знаний и интеллекта у выпускников резко упал. Какой предмет ни возьми - везде презентации, картинки, надёрганные факты, логика в изложении информации даже не просматривается. Поэтому полный провал в освоении наук.
Пишут, как слышат
С русским - вообще беда. Раньше за 5 ошибок в диктанте ставили два. Сейчас 5-10 ошибок на странице - это норма. Говорят, что сегодня много дислексиков и дисграфиков, потому и пишут плохо. На самом деле виновата программа фонетического метода обучения, на которую мы перешли с 1985 года. В советское время обучали грамоте зрительно-логическим методом, потому что писать надо не так, как мы говорим, а как видим и по правилам. О фонетике рассказывали в 5-м классе. Сейчас - наоборот, с детского сада учат выделять звуки в словах, а в школе - переводить звуки в буквы и соответственно записывать: «малако», «зил'оный», «йожык» и пр. В результате такого обучения дети пишут, как слышат. Школьники читают громко и правильно, но смысл теряют. Я давала второклашкам, успешно сдавшим технику чтения, два предложения про курочку. Над текстом был нарисован щенок. Дети читали вслух, как за кустом ходит рябенькая курочка, потом ещё и пересказывали, но на во-прос - про кого текст, отвечали - про собачку. Сегодня лишь у 30% выпускников 11-х классов полноценный навык чтения, а в 9-х классах ещё меньше - 10%. Остальные могут прочесть рекламу, названия магазинов, несложные короткие фразы, но не понимают смысла текста, состоящего из длинных, сложно построенных предложений. Произведения Толстого, Тургенева и Достоевского для них непонятны, а потому и скучны. В том, что наши дети не читают и пишут неграмотно, виноваты не компьютеры и Интернет, - это дефект школьных программ.
Ни стыда, ни логики
- Чем нам грозит провал школьного образования?
- Если школьники не читают, то не учатся думать, не могут понять себя и окружающий мир, у них не расширяется кругозор, закрепляется низкий уровень культуры. Если они не изучают науки, у них не формируется понятийное мышление, они не могут выделить суть, понять причинно-следственные связи. Увы, понятийное мышление невозможно обрести, так сказать, «по жизни». Если школьные программы - нелогичны, то сам ребёнок не научится ясно мыслить. Поэтому наша молодёжь инфантильна, не может самостоятельно определиться в жизни, найти работу. А ведь это очень важно. Благодаря понятийному мышлению человек адекватно понимает реальную ситуацию, интерпретирует те или иные события. Если этого нет, то он действует под влиянием эмоций и субъективных представлений. Его прогнозы не сбываются, действия не приводят к желаемым результатам, но в своих провалах он обвиняет других людей и обстоятельства. А если такой человек занимает высокую должность, то на заведомо провальные планы он тратит силы подчинённых и деньги из бюджета. Каждый год у нас с шумом принимается куча программ, которые потом корректируются, затем о них перестают говорить, на этом всё и заканчивается… Как ракеты, которые так и не взлетают… Такие понятия, как честь, совесть, толерантность, о которых сегодня часто говорят, напрямую связаны с уровнем мышления. Если он высокий, то человек понимает, что мы все разные, но должны жить и работать вместе. А если низкий, то толерантность оказывается невозможной: человек не принимает, а агрессивно отвергает то, что не согласуется с его представлениями. Посмотрите на Петербург! Когда-то он был бедным и серым, но культурным. А сего-дня он расцвеченный, но полон хамства, преступлений, агрессии. Переименовали милицию в полицию, но какая разница, если там люди, у которых - ни мышления, ни культуры, ни толерантности. У нас разрушаются образование и культура, идёт одичание общества. Боюсь, скоро мы пересечём точку невозврата.
Умные - не нужны
- Возможно, после нынешних провальных результатов ЕГЭ наша система образования наконец-то вернётся к истокам?
- Очень сомневаюсь. Сейчас мы - сырьевая страна. Образованных людей некуда трудоустроить. Надо больше тех, кто будет копать канавы, укладывать асфальт, качать нефть и газ и не будет задумываться о жизни, делая ненужные выводы. У нашей «верхушки» дети и дома заграницей, поэтому их не волнует развитие России, они просто выкачивают деньги. От того у нас и такое наплевательское отношение к школьной программе, потому и вузы сокращают, а опытных преподавателей увольняют. Многие и сами уходят, из-за того, что стыдно так преподавать. Видимо, в правительстве рассуждают, что можно сэкономить на образовании, ведь нужны единицы, которые, обучившись в России, будут работать на благо страны. Но в этом и ошибка. Эти единицы тоже уезжают заграницу. А качество любой работы зависит от уровня знаний. В Японии, Южной Корее, наоборот, стремятся, чтобы у всех было высшее образование, тогда можно внедрять высокие технологии, высокую культуру труда. Сравните их автомобиль и наш - разница очевидна.
Безусловно, чем ниже уровень культуры, тем проще управлять людьми. Достаточно бросить лозунг, эмоционально зарядить и всё. Но дело в том, что «зарядить» может кто угодно, не только правительство. Революции это доказывают.
Досье
Людмила Ясюкова родилась в 1948 году в Муроме, окончила факультет психологии ЛГУ. С 1979 года и по сей день трудится в НИИ комплексных социальных исследований при СПбГУ, кандидат психологических наук, доцент. Её методики обучения детей активно используются в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, странах Балтии, в Израиле и Германии. Автор методики экспресс-диагностики и медико-психологиче-ской системы реабилитации лёгких функциональных нарушений в работе мозга у детей.
Замужем, двое взрослых детей.