По закону джунглей. Футбольные фанаты – простой срез нашего общества

   
   

 

Аргументы

17 ноября матч 16 тура «Динамо» – «Зенит» был прерван судьёй Николаевым на 37 минуте после того, как вратарь бело-голубых Антон Шунин получил травму глаза из-за зарвавшейся у него в ногах петарды. В четверг, 22 ноября, Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) вынесет наказание «Зениту» или «Динамо». Может быть, даже обоим клубам.

Аргументы сторон таковы. По мнению президента «Динамо» Геннадия Соловьёва, очевидно, что петарда прилетела с гостевого сектора. Значит, согласно регламенту проведения чемпионата, «Зенит» должен быть наказан техпоражением. Гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов утверждает, что «Зенит» не подавал организаторам матча заявку на какой-либо сектор стадиона. Значит, «гостевого» сектора не может быть по определению. И «Зенит» не причём. Остальное - детали. Какое бы решение не принял в четверг КДК, всё равно будут недовольные. Скорее всего, «Зениту» придётся как минимум один ближайший домашний матч провести без зрителей. И это не первый случай, когда фанаты оставляют команду без поддержки. Из-за их различных выходок матчи на абсолютно пустом «Петровском» проходили в 1998, 2000, 2009 годах.

Связанные одной цепью

Однако куда важнее клубных дел вопрос, что же делать с фанатами, которые превратили футбол в войну, а стадион в стрельбище? Надо понимать, что зенитовские фаны лишь срез всей нынешней футбольной и не только молодёжи. Те же динамовские болельщики на одном из матчей «Зенита» вывесили баннер – «Ваши деды были людоеды». На последнем матче они раздавали издевательские "блокадные карточки" на хлеб - что это как не глумление над историей своей страны? А недавно в столице фанаты махачкалинского «Анжи» дружно скандировали: «Россия, сдохни!» Те же фаны «Зенита» в Дагестане кричали: «Махачкала - столица зверей!» Ультрас «Спартака» публично назвали своего темнокожего нападающего Веллитона «обезъяной». Сразу на нескольких стадионах в Роберто Карлоса метали бананы. Всё это звенья одной цепи. Фанаты живут по закону джунглей: кто сильнее, тот и прав.

Футбольный комментатор Геннадий Орлов, находившийся на месте событий в Химках, поражается цинизму совсем молодых людей: 

- Самое страшное, что я увидел - улыбающиеся, радостные лица фанатов, после того, что как Шунин упал. Торжествовали. Чувствовали себя героями. Это какое-то моральное уродство.

В шоке пребывает и болельщик «Зенита» Михаил Боярский:

- Наверное, в чём-то виноваты мы, люди искусства. Видимо, я что-то не доиграл, а кинематографисты не доснимали хороших фильмов. А ведь какие были картины о спорте в советское время! Они показывали честь, достоинство, совесть спорта. Что же это за цивилизация, к которой мы пришли?! Полная деградация. В происшедшем на матче «Зенита» и «Динамо» я вижу срез современного состояния общества. На футболе, когда эмоции через край, особенно явно проявляются экстремизм, хулиганство, хамство. Но у меня ощущение, что безобразниками кто-то руководит и спонсирует. Надо разобраться всему обществу, что же с нами происходит. А государству принять законодательные меры, проявить волю и силу. Нужно защитить нормальных болельщиков. В страшной ситуации оказались футболисты. Играть без болельщиков? Но тогда теряется смысл спорта. Огородить спортивные арены железными решётками, как в зоопарке? Другого выхода не вижу. Вот только как мы тогда проведём чемпионат мира 2018 года?

   
   

Сергей Подгайный, президент клуба болельщиков «Зенита»: 

- На самом деле вопрос, кто бросил петарду – фанат «Зенита» или провокатор – дело десятое. Такое ЧП могло случиться на любом матче, потому что для этого созданы все условия. Если вы не уделяете чему-то должного внимания, когда за это придется расплачиваться? - вопрос времени. К этому может привести и случайность, и несчастный случай и провокация. Дело в том, что клубы совершенно не хотят работать со своими болельщиками. Все «работа» заключается в пиар-акциях и закулисных договоренностях. То есть клубы вкладывают миллионы в свою инфраструктуру, но ставят себя в зависимость от сепаратных сговоров с небольшим кругом людей. Хотя сама болельщицкая масса очень разнородна. И те, с кем не «договорились» тоже хотят иметь свою выгоду. Не говоря уже об общей атмосфере безнаказанности, безответственности и непрофессионализма, в том числе служб безопасности. Клубы не умеют, не хотят и не знают, как взаимодействовать с болельщиками. Хотя когда это выгодно или есть повод, пытаются использовать их как ресурс. Но для начала клубам надо определится с решением - какую обстановку они хотят видеть на стадионах и на какую аудиторию рассчитывают в плане приоритетов.

Наглядный пример – Европейские чемпионаты и кубки. Чем выше статус – тем серьезней и проработанней нормы безопасности и маркетинга. Потому что, в конечном счете, это определяет окупаемость и жизнестойкость проекта. Если клубы и футбольные чиновники хотят, чтобы стадионы заполнились зрителями и люди шли на футбол семьями - это одно. Тогда можно взять модель Англии, где болельщики боятся потерять право на абонемент, потому что это место тут же займут другие.

Если хотят, чтобы поход на футбол был экстремальным мероприятием, то покупая билет, потребитель должен быть осведомлен, что с данный момент стадион является зоной риска и опасности, а поход на него может закончиться получением увечий или гибелью. Тогда это скорее путь Латинской Америки.

Захотели же хоккейные клубы сделать игры праздником и добились своего. Никто на хоккее ничего не взрывает.

Также формально относится к взаимодействию с болельщиками и полиция. В свое время я перестал ходить на совещания в ГУВД. Теперь уже и не зовут. Ничего интересного на этих совещаниях не происходит – дежурные обращения полицейских – давайте жить дружно. Критерий механизма взаимодействия все равно нет. И никто даже не задумывается об этом. Клубам, правоохранительным органам и службам безопасности не хватает профессионализма в этом вопросе. К тому же все разобщены и никто не хочет быть крайним и брать на себя ответственность. Даже желания никто не проявляет. Ведь захотели клубы увеличить число легионеров – сделали это за один день! А про работу с болельщиками говорят годами, а толку… 

Теми же вопросами безопасности вполне могут заняться частные охранные структуры. И для работы с болельщиками нужны профессионалы из этой же среды. Тех, кого можно назвать «носителями идеи». Разумеется, эти идеи должны согласовываться с тем решением клубов, о котором я говорил. Они должны дополнять друг друга. Тогда у клубов появится хоть какая-то опора в среде болельщиков. А так они за все вынуждены отдуваться по замкнутому кругу.

Смотрите также: