Известный фигурист и продюсер Илья Авербух представит в Петербурге ледовую версию знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен». Участвуют 80 артистов. В том числе суперзвезды фигурного катания — Алексей Ягудин, Роман Костомаров и Маргарита Дробязко.
Мериме не простит?
- Елена Данилевич, spb.aif.ru: Илья, ваша «Кармен» отличается от классической. А к чему она ближе – опере Мериме или новелле Бизе?
- Илья Авербух: Думаю, мы где-то посередине. Кроме того, в постановке присутствуют вещи, которые Мериме, может, и не простит мне никогда. Например, в нашем сюжете у Кармен есть подруга, с которой она вместе выросла. Это положительная, спокойная девушка. По ходу событий она выходит замуж за циркача и уезжает. Мы следим за судьбами обеих. Конечно, ничего подобного в оригинале не было. Как нет и четкого определения жанра - что именно мы делаем. Ледовый спектакль? Но со сцены не произносят ни слова. Ледовый мюзикл? Да, в постановке танцуют фламенко, звучит гитара, живой вокал, много песен, музыки. Но поют не фигуристы, а артисты. А в мюзикле исполнители должны сами и петь, и танцевать. Шоу? Тоже нет. Там каждый номер идет отдельно, а здесь единая смысловая линия. Татьяна Анатольевна Тарасова назвала наш жанр «площадным искусством», считаю во многом правильно. Мы - между цирком и театром. Ищем свою дорогу…
- Но «Кармен» ставили тысячи раз. Зачем брать такой известный, разобранный на цитаты сюжет, ведь неминуемо последуют критика, сравнения.
- Напомню: сначала опера вообще с треском провалилась. Автора обвинили в безнравственности, вульгарности. На Бизе это так угнетающе подействовало, что через три месяца он умер. Ему было всего 36 лет. А еще через какое-то время сбылись пророческие слова Чайковского, который писал, что «через десять лет «Кармен» будут самой популярной оперой в мире». И сегодня это очень современная история. В каждой девушке живет Кармен, даже если она это отрицает. У нас героиню играет Маргарита Дробязко, призер чемпионатов Европы и мира. Она очень подходит под образ страстной испанки. Да и музыка Бизе – чемпионская. А для меня мелодия много значит.
- Как же изображать страсти на холодном льду?
- Ошибается тот, кто думает – лед бездушный. Наоборот, он дает ощущение скорости, полета. Все выглядит гораздо динамичнее, эффектнее. Детям, подросткам тоже полезно посмотреть, как работают фигуристы, как чемпионы отдают себя любимому делу.
Работаем, пока востребованы
- В вашем шоу задействованы звезды фигурного катания России. А как вы оцениваете состояние этого вида спорта в стране?
- Интерес высокий. Хедлайнером же является женское фигурное катание. Хорошие перспективы и в танцах на льду, две пары подошли вплотную к пьедесталу. Конечно, французы безумно сильны, но сегодня их популярность играет против них. Потому что все хотят нового, изменений. Верю, что заявят о себе и мужчины одиночники. Надеюсь, что у Михаила Коляды появится стабильность. Александр Самарин научится бороться, в том числе психологически. Возможно, вернется Дима Алиев, он очень талантливый. В парном катании у нас тоже прекрасные спортсмены, в том числе воспитанники знаменитой Тамары Москвиной. Это по-настоящему петербургская пара - чистые, летящие, парящие. Потенциально они очень сильны, думаю, у них большое будущее. Также с нынешнего сезона вступают в борьбу и ученики Этери Тутберидзе, что только придаст остроты и конкуренции.
- Кстати, о соперничестве. Сегодня ледовые шоу ставят и ваш коллеги, друзья - Татьяна Навка, Евгений Плющенко. На словах все поддерживают друг друга, а на самом деле?
- Я хорошо отношусь к конкуренции, потому что это - движущая сила. Она здорово мобилизует, заставляет работать с двойной отдачей. Что касается данной ситуации, все определяет зритель. Потому что можно пятнадцать раз снимать себя с разных ракурсов и трех человек на трибунах, говорить, что у тебя аншлаги, но долго так не продержаться. Если публика приходит, значит, проект живет. Сегодня все три программы успешны. К тому же мы трудимся немного в разных диапазонах. Таня сфокусирована больше на семейных, детских представлениях и расширяет географию. Спектакли Жени идут преимущественно зимой. Конечно, отдаем себе отчет, что когда-то зрителю может и надоесть. В Северной Америке, например, 20 лет назад был огромный интерес к таким выступлениям. Едва не каждый чемпион создавал свое шоу. Но сейчас этот рынок очень сократился. Поэтому работаем, пока востребованы.
Качество или окупаемость?
- Вы одновременно и режиссер, и продюсер. Но как это сочетается? Ведь цель режиссера – воплотить свой замысел, коммерсанта же в первую очередь интересует прибыль.
- Выбор между качеством и окупаемостью существует всегда. Порой это несовместимые вещи. Есть и другая сторона медали, когда режиссер самовыражается за деньги продюсера. У меня такого конфликта нет. Реализую свои идеи настолько, насколько могу себе это позволить.
- Вы уже несколько лет ставите номера и для детского «Ледникового периода». Нередко звучат упреки, что телевидение, слава могут обернуться для юных фигуристов «звездной болезнью» и для спорта они будут потеряны.
- Надо понимать: «Ледниковый период. Дети» - проект, направленный четко на спорт. Это не милые мальчики и девочки, которые упражняются для здоровья. Те высоты, которые они берут, мастерство, восхищают даже нас, тренеров. В этом году уровень подготовки даже выше, чем прежде. Конечно, объективно спорт и шоу-бизнес почти несовместимы. Если ушел – это обязательно скажется на тренировках. Да, я слышал, что популярность может погубить. Думаю, такие упреки необоснованны. Все наши подопечные катаются, растут, показывают хорошие результаты.
- Кстати, откройте секрет «Ледникового периода». Как взрослых людей, которые до этого никогда не стояли на коньках, удается так быстро обучить сложным элементам?
- Во-первых, ребята катаются с большими профессионалами, которые их поддерживают, прикрывают. Во-вторых, много значит сама постановка, драматургия. Когда человек перевоплощается, он забывает, что не фигурист. В- третьих, гигантская мотивация. Потому что одно дело, когда вы планируете: надо пойти на каток и научиться. И совсем другое, когда знаете – вас покажут по ТВ, Первому каналу. И все друзья, родственники, страна будут смотреть, как вы пытаетесь передвигаться. Этот мощный стимул заставляет людей делать то, что они и представить себе не могли. Поэтому рецепт один: чтобы что-то получилось, надо работать.
Смотрите также:
- На льду надо «пахать»! Илья Авербух – о чемпионах и конкуренции с Плющенко →
- Татьяна Навка: «В дискуссию с хейтерами не вступаю!» →
- Елена Бережная: «Билан - нормальный парень!» →