Илья Авербух: В каждой девушке живет Кармен

Известный фигурист и продюсер Илья Авербух представит в Петербурге ледовую версию знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен».  Участвуют 80 артистов. В том числе суперзвезды фигурного катания — Алексей Ягудин, Роман Костомаров и Маргарита Дробязко.

   
   

Мериме не простит?

- Елена Данилевич, spb.aif.ru: Илья, ваша «Кармен» отличается от классической. А к чему она ближе – опере Мериме или новелле Бизе?

- Илья Авербух: Думаю, мы  где-то посередине. Кроме того, в постановке присутствуют  вещи,  которые Мериме, может, и не простит мне никогда.  Например, в нашем сюжете у Кармен есть подруга, с которой она вместе  выросла. Это  положительная, спокойная  девушка. По ходу  событий она выходит замуж за циркача и уезжает. Мы следим за судьбами обеих.  Конечно, ничего подобного в оригинале не было.  Как нет и  четкого определения жанра -  что именно мы делаем. Ледовый спектакль? Но со сцены  не произносят ни слова.   Ледовый мюзикл?  Да, в постановке танцуют фламенко, звучит гитара, живой вокал, много песен, музыки. Но поют не фигуристы, а артисты. А в мюзикле исполнители должны сами и петь, и танцевать. Шоу? Тоже нет. Там каждый номер идет  отдельно, а здесь единая смысловая  линия. Татьяна Анатольевна Тарасова  назвала наш жанр «площадным искусством», считаю  во многом  правильно. Мы - между цирком и  театром. Ищем свою дорогу…

- Но «Кармен» ставили тысячи раз. Зачем брать такой известный, разобранный на цитаты  сюжет, ведь неминуемо последуют  критика, сравнения.

- Напомню: сначала опера вообще  с треском провалилась.  Автора обвинили в безнравственности, вульгарности. На Бизе это так угнетающе  подействовало, что через три месяца он умер. Ему было всего 36 лет. А еще через какое-то время сбылись пророческие слова Чайковского, который писал, что «через десять лет «Кармен» будут самой популярной оперой в мире».  И сегодня это очень современная история. В каждой девушке живет Кармен, даже если она это отрицает. У нас героиню играет Маргарита Дробязко, призер чемпионатов Европы и мира. Она очень подходит под образ страстной испанки.  Да и музыка Бизе – чемпионская.  А для меня мелодия много значит.

- Как же изображать страсти на холодном льду?

- Ошибается тот, кто думает – лед бездушный. Наоборот, он дает ощущение скорости, полета. Все выглядит гораздо динамичнее, эффектнее. Детям, подросткам тоже полезно посмотреть, как работают фигуристы,  как чемпионы отдают себя любимому делу.  

   
   

Работаем, пока востребованы

- В вашем шоу задействованы звезды фигурного катания России. А как вы оцениваете состояние этого вида спорта в стране?    

-   Интерес  высокий.   Хедлайнером же является женское фигурное катание. Хорошие перспективы и  в танцах на льду, две пары подошли вплотную к пьедесталу. Конечно, французы безумно сильны, но сегодня их популярность играет против них. Потому что все хотят нового, изменений. Верю, что заявят о себе и мужчины одиночники. Надеюсь, что у Михаила Коляды  появится стабильность. Александр  Самарин  научится бороться, в том числе   психологически.  Возможно, вернется Дима Алиев, он очень талантливый.  В парном катании у нас тоже прекрасные спортсмены, в том числе воспитанники  знаменитой Тамары Москвиной. Это  по-настоящему петербургская  пара -   чистые, летящие, парящие.  Потенциально они  очень сильны, думаю, у них большое будущее. Также  с нынешнего сезона вступают в борьбу и  ученики Этери Тутберидзе, что только придаст остроты и конкуренции.

- Кстати, о соперничестве. Сегодня ледовые шоу ставят и ваш коллеги, друзья -   Татьяна  Навка, Евгений Плющенко. На словах все поддерживают друг друга, а на самом деле?

-  Я хорошо отношусь к конкуренции, потому что это -  движущая сила.  Она здорово  мобилизует, заставляет работать с двойной отдачей. Что касается данной ситуации,  все определяет зритель.  Потому что можно пятнадцать раз  снимать себя с разных ракурсов и трех человек на трибунах,  говорить,  что у тебя аншлаги, но долго так не продержаться. Если публика приходит, значит, проект живет.  Сегодня все три  программы успешны. К тому же мы трудимся  немного в разных диапазонах. Таня сфокусирована больше на  семейных, детских  представлениях и расширяет географию. Спектакли Жени идут преимущественно зимой.  Конечно, отдаем себе отчет, что когда-то  зрителю может и  надоесть. В Северной Америке, например,  20 лет назад был огромный интерес к таким выступлениям.  Едва не  каждый  чемпион  создавал свое шоу.  Но сейчас  этот рынок очень сократился. Поэтому  работаем, пока  востребованы.  

Фото: Из личного архива

Качество или окупаемость?

- Вы одновременно  и режиссер, и продюсер. Но как это сочетается? Ведь  цель режиссера – воплотить свой замысел, коммерсанта же в первую очередь интересует  прибыль.

-  Выбор между качеством и  окупаемостью существует всегда. Порой   это несовместимые вещи. Есть и другая сторона медали,  когда  режиссер самовыражается за деньги  продюсера. У меня такого конфликта нет.  Реализую свои идеи настолько, насколько могу себе это позволить.

-  Вы уже несколько лет ставите номера и для  детского «Ледникового периода». Нередко звучат упреки, что телевидение, слава могут обернуться для юных фигуристов «звездной болезнью» и для спорта они будут потеряны. 

-   Надо понимать: «Ледниковый период. Дети» -  проект, направленный четко на спорт. Это не милые мальчики и девочки, которые упражняются для здоровья.  Те  высоты, которые они берут, мастерство,  восхищают даже нас, тренеров.  В этом году уровень  подготовки даже выше, чем прежде. Конечно, объективно спорт и шоу-бизнес  почти несовместимы. Если ушел – это обязательно  скажется на тренировках. Да,  я слышал, что популярность  может погубить. Думаю, такие упреки необоснованны. Все наши подопечные катаются, растут,  показывают хорошие результаты.

- Кстати, откройте секрет «Ледникового периода».  Как взрослых людей, которые до  этого  никогда не стояли  на коньках, удается так быстро обучить сложным элементам?

 - Во-первых,  ребята катаются с большими профессионалами, которые их поддерживают, прикрывают. Во-вторых, много значит сама постановка, драматургия. Когда человек перевоплощается, он забывает, что не фигурист. В- третьих, гигантская мотивация. Потому что одно дело, когда вы планируете: надо пойти на каток и научиться. И совсем другое, когда знаете – вас покажут по ТВ, Первому каналу. И все друзья, родственники,  страна будут смотреть, как вы пытаетесь передвигаться.  Этот  мощный стимул заставляет людей  делать то, что они и представить себе не могли. Поэтому рецепт один: чтобы что-то получилось, надо работать.

Смотрите также: