Примерное время чтения: 9 минут
20605

На льду надо «пахать»! Илья Авербух – о чемпионах и конкуренции с Плющенко

Илья Авербух.
Илья Авербух. www.russianlook.com

Илья Авербух – знаменитый фигурист и хореограф, который уже много лет радует зрителей необычными спекаклями на льду. Заслуженный мастер спорта поделился с SPB.AIF.RU своим мнением о перспективе развития фигурного катания в стране, оценил шансы наших фигуристов на Олимпиаде 2018 года и раскрыл секреты нового проекта на льду.

Всё «шедеврально»?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Илья, некоторые звёзды, которые участвуют в вашем шоу, признались: до этого они никогда не стояли  на коньках. Как же удаётся взрослых людей так быстро обучить сложным элементам?

Илья Авербух: Во-первых,  ребята катаются с большими профессионалами, которые их поддерживают, прикрывают. Во-вторых, много значит сама постановка, драматургия. Когда человек перевоплощается, он забывает, что не фигурист. Полностью вживается в роль и тело само, как губка, впитывает движения. Конечно, была опасность, что публика скажет: «Что это за пародия, что они топчутся на коньках?», однако зрители приняли «Ледниковый период» на «ура!». Под его влиянием даже начался приток детей в секции фигурного катания. Этим, мне кажется, отчасти объясняется и долговечность нашего проекта.

Здесь нельзя просто так появиться и что-то сделать. Чтобы выйти на лёд, надо буквально пахать,  тяжело трудиться, и зрители это чувствуют. Если бы просто пришли на тренировку, такого результата никогда не добились. То, что они на виду, «подстёгивает» и участников, которые понимают, что выступают перед многотысячной  телеаудиторией, которая как приветствует чемпионов, так и замечает  ошибки. Достаточно почитать комментарии в сетях. В любом конкурсе это большая мотивация.   

По мнению, Авербуха большого спада в российском фигурном катании нет.
По мнению Авербуха, большого спада в российском фигурном катании нет. Фото: www.globallookpress.com

– Пары танцуют здорово, но оценки им порой ставят явно завышенные. Постоянно звучит: «великолепно», «шедеврально». К чему такой перебор?

– Мне тоже не нравится, когда все всех хвалят. В итоге, когда выходят артисты, действительно выступившие на отлично, слова признания  становятся дежурным комплиментом. Пытаюсь бороться, но пока получается плохо. Перед началом всегда прошу судей: «Оценивайте, как есть. Если что-то вызывает сомнения, так и скажите». Все соглашаются, однако  садятся  в жюри и  попадают под ауру конкурсантов, известных  актеров, спортсменов,  не решаясь сказать им в лицо на всю страну о промахах. Хотя чем больше остроты в проекте, ситуаций, когда вещи называют своими именами, тем он честнее и чище.

– Каждый номер вашей программы, как маленький спектакль. И так – больше 12 лет! Откуда столько идей?

– Всё время нахожусь в состоянии  драйва, творческого опьянения (смеётся). Ну а если серьёзно, когда идут съёмки, на полгода буквально переезжаю на каток.  Конечно, повторов избежать невозможно, но я постоянно ищу,   анализирую разные сюжеты. Стараюсь находить новые краски, смотрю театральные постановки, которые продвигают фантазию. Очень много даёт и сама музыка, что-то предлагают ребята – они  ведь тоже люди творческие. Но в целом это своего рода самоотречение. Ты, как лошадь, надеваешь шоры, и ничего другого не видишь, кроме коньков и своей команды.

– «Ледниковый период» стал основой и для других проектов, из которых «Болеро» снимали в Михайловском театре Петербурга. Как пришла мысль объединить балет и фигурное катание?

– Сначала мы сомневались, но в итоге получилось ни на что не похожее сочетание:  ведущие балерины со всей России танцевали в паре с фигуристами. Только на полу, никаких коньков. Вели  программу Илзе Лиепа и Владимир Познер. Мы привлекли и ведущих хореографов, в том числе знаменитых Начо Дуато и Раду Поклитару. Напряжения добавила и борьба двух столиц:  Москвы, где коллективом руководил я, и Петербурга, где  с командой работал Фарух Рузиматов.

Для меня этот проект стоит особняком ещё и потому, что я лучше узнал, почувствовал Петербург. Обычно ведь приезжаешь на пару дней, а здесь жил в городе два месяца. Неизгладимое впечатление, особенно вечером. Когда в сверкающих огнях, на фоне неба, Невы видишь эту потрясающую архитектуру – нет прекраснее картины. И если бы появилась такая возможность, день я бы  начинал в Москве, а заканчивал – в Петербурге.

Времена, когда весь пьедестал был наш, похоже, ушли, но особого спада нет. Об этом говорят и результаты чемпионата мира, недавно прошедшего в Хельсинки. Там наши спортсмены выступили очень достойно.
 

Начал ходить – на лёд!

– В последние годы вас знают как продюсера ледовых шоу, однако в 2016-м вы подготовили программу и для двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой. Как сейчас оцениваете уровень фигурного катания в России?

– Времена, когда весь пьедестал был наш, похоже, ушли, но особого спада нет. Об этом говорят и результаты  чемпионата мира, недавно прошедшего в Хельсинки. Там наши спортсмены  выступили очень достойно и получили  квоты, необходимые  для участия в Олимпийских играх-2018, что очень важно. Внесла свою лепту и петербургская школа. Этот вид спорта зародился  в городе на Неве, а в подготовке спортивных дуэтов Ленинград-Петербург долгое время лидировал.

Сейчас парное катание переехало в Москву и это, с моей точки зрения, не совсем правильно. Мне кажется, Федерации надо помочь развивать это направление здесь. Тем более что сейчас у вас  работают два тренера высочайшего класса, Алексей Мишин и Тамара Москвина. Это клад знаний, и надо брать от них максимум. Созданы и хорошие условия: построена Академия фигурного катания, отремонтирован каток в «Юбилейном», открыта школа «Звёздный лёд». Все эти перспективы надо использовать  с полной отдачей.

– Илья, вы   серебряный призёр Олимпийских игр, но сначала особых надежд не подавали. Как же разглядеть в 5-6-летнем ребёнке чемпиона?

– Сейчас спорт очень молодеет, поэтому, как только малыш начал ходить, можно приводить на лёд. Наш вид спорта в плане возраста  особый. В фехтование, например, можно записаться в 15 лет и достичь вершин. Фигуристы же должны начинать рано, с четырёх лет – точно. Пусть сначала мальчик или девочка потихоньку ходят возле бортика. Если придёте в семь или восемь – это уже занятия для здоровья. Как бы  жёстко ни звучало, но примерно с семи лет  понятно, есть у ребёнка профессиональное будущее или нет. Особо не прыгает, но хорошее чувство ритма, пластика? Тогда можно попробовать в танцы, что произошло и  со мной.  Но это тоже до 10 лет. Правда, если необыкновенный талант, дар свыше, упущенное можно наверстать, но опыт показывает: у 90% менее талантливых, но упёртых и трудолюбивых  больше шансов добиться успеха, чем у тех, кто одарён, но не хочет много работать.  

Личной неприязни нет

– Ваши непростые отношения с Евгением Плющенко ни для кого не секрет. А в последнее время вы конкурируете и в шоу-бизнесе. Не боитесь соперничества?

– Наоборот, это подталкивает к развитию.  Женя с Яной (Яна Рудковская – продюсер, жена Е.Плющенко – прим. ред.) решили создать своё шоу, более технологичное. Там много творчества, находок, но немало и коммерции. Это обширный рынок: мы конкурируем, публика выбирает, а мы друг друга «подталкиваем», повышая качество проекта. Женя фантастически катается, он двукратный Олимпийский чемпион и тысячи людей приходит посмотреть на него самого. У нас другая концепция: своё искусство демонстрируют великие спортсмены, так что  мы  изначально в разных категориях Личного противоборства, пиар-войн нет. Я с огромным уважением отношусь к Жене и Яне, как любым людям, которые много работают и не стоят на месте. А  споры по продвижению  идей – это естественно. Каждый тренер борется и болеет за своего ученика. Общее одно: наши судьи – зрители, за ними последнее слово, прийти или нет. И если два коллектива живут, развиваются – значит, мы всё делаем правильно. 

Мне повезло, что работа – это моя жизнь, что удаётся сконцентрироваться и реализовать задуманное, ведь в том же фигурном катании много значат не только баллы и рекорды, но и красота, искусство. Мне кажется важным донести эту мысль публике, и есть надежда, что меня понимают.

– Говорят,  в последнее время вы специально приезжаете в Петербург, чтобы посмотреть выдающиеся балеты, и что это связано с вашим новым проектом. Можно узнать, каким именно?

– Сейчас все мои мысли заняты  спектаклем «Кармен», который планирую привезти в Петербург уже этим летом. Это сложная постановка как технически – одни декорации 60 метров – так и  по драматургии. Задействованы танцоры, певцы, ледовый балет. В данный момент этот проект меня «съедает» целиком, езжу, аккумулирую всё лучшее, и в эти дни хочу посмотреть  «Ромео и Джульетту» в Мариинском театре. Вообще мне повезло, что работа – это моя жизнь, что удаётся сконцентрироваться и реализовать задуманное, ведь в том же фигурном катании много значат не только баллы и рекорды, но и красота, искусство. Мне кажется важным донести эту мысль публике, и есть надежда, что меня понимают.      

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах