«Позор-арена». Петербург рискует «пролететь» мимо Кубка конфедераций-2017

Артем Куртов / АиФ-Петербург

В Петербурге - новый скандал вокруг «Зенит-арены». Началось всё с забастовки рабочих, которым, как выяснилось, несколько месяцев не платят зарплату. Затем генподрядчик «Инжтрансстрой-СПб» предъявил Смольному множество претензий. Чиновники не остались в стороне и после ответных обвинений вручили компании уведомление о расторжении контракта. «Стройка века» остановилась.

   
   

Рано радовались

«Зенит-арена» давно стала несмешным анекдотом. Полмира насмехается над Петербургом, публикуя сравнительные графики, какие объекты и за сколько построили во всех частях света дешевле и быстрее, чем этот стадион.

Однако ещё весной казалось, что задержки сроков и многочисленные дрязги позади. Объект был готов на 85%, чиновники обещали, что в сентябре на изумрудном газоне арены пройдёт тестовый матч, а в декабре она начнёт функционировать в полную силу. Рано радовались.

После забастовки рабочих, которые не получали зарплату в течение нескольких месяцев (по данным Роструда, задолженность - 78 млн руб.), руководство «Инжтрансстроя-СПб» сделало два жёстких заявления. Их суть сводилась к следующему: до сих пор отсутствует проектная документация, не оплачены уже выполненные работы на сумму в миллиард рублей, в Смольном нет профессиональной эксплуатационной службы. При этом генподрядчик «очень хочет завершить строительство в установленные государственным контрактом сроки, но администрация города изо всех сил срывает их».

Вице-губернатор Игорь Албин и председатель комитета по строительству Сергей Морозов тут же отправились на стройплощадку, хотя и так ежедневно там бывают. Рабочих успокоили, а вот с подрядчиком отношения наладить не удалось. В итоге через пару дней строителям вручили уведомление о расторжении контракта. С точки зрения сроков этот ход означает катастрофу: теперь предстоят долгие бюрократические процедуры, в течение которых работы должны остановиться. Тем более что «Инжтрансстрой-СПб», как уже стало понятно, не откажется от лакомого куска и без боя не отдаст стадион.

«Золотая чаша»

Все выходные Смольный кидал в информационное пространство «бомбы», пытаясь подорвать репутацию генподрядчика. Неожиданно все узнали, что в течение долгого времени строители только ныли по поводу драконовских сроков, требовали денег и запрещали себя контролировать.

Вероятно, доля правды в этом есть. Но куда смотрели чиновники и почему терпели эти выходки? Почему не расторгли контракт заблаговременно, если давно понимали, что подрядчик халтурит?

   
   

Журналисты и общественность, которые пристально следили за развитием событий, ещё весной понимали, что «дело пахнет керосином». Тогда стороны одновременно называли разные сроки сдачи объекта. Смольный заявлял, что в июле стадион будет готов, а генеральный директор «Инж-
трансстроя-СПб» Виталий Лазуткин утверждал, что раньше декабря 2016-го не успеть. В итоге последний сумел продавить более поздний срок.

В июне Заксобрание Петербурга приняло непопулярное решение. В законе о корректировке бюджета было предусмотрено увеличение стоимости арены на Крестовском острове на 4,3 млрд руб. Вместе с этой суммой общая стоимость «золотой чаши» достигла рекордных 43 миллиардов. В мире нет ни одного стадиона дороже!

В сложившейся ситуации, без сомнения, виноваты все. И генподрядчик, и администрация Смольного, и депутаты. Также к провалу приложила руку и команда Валентины Матвиенко - именно в первые годы стройки стоимость арены росла как на дрожжах.

- Конфликта можно было избежать, если бы в 2013 году правоохранительные органы дали ход акту проверки Счётной палаты, - уверен петербургский депутат Борис Вишневский. - Напомню: из 14 млрд рублей, выделенных на тот момент из бюджета Петербурга, было фактически украдено почти 7 млрд. И никто за это не ответил. Единственное уголовное дело на сумму хищений около 400 млн рублей через два года закрыли по сроку давности. Вместо того чтобы наказать виновных и установить жёсткий контроль над стройкой, в эту бездонную бочку швырнули новые миллиарды. Моё личное мнение - «Трансстрой» надо было гнать давно. Менять его на другого подрядчика и самым тщательным образом контролировать расходы строителей.

Что дальше?

Чиновники обещают провести упрощённую процедуру расторжения контракта и быстро выбрать нового генподрядчика. Обязуются управиться за 2-3 недели. Но в это мало верится. Ведь проблемы у Смольного не только на «Зенит-арене» - больше 4 лет не могли закончить развязку на Московском шоссе, до сих пор стоит техника на Поклонногорской развязке. В обоих случаях после банкрот-
ства генподрядчиков прошли годы, прежде чем рабочие снова появились на стройках.

- У нас что ни решение городской администрации - то шедевр, - усмехается тележурналист, режиссёр Алексей Лушников. - Начало лета было «заполнено» мостами на Васильевском острове и капремонтом Большого проспекта В. О., перекрытием Троицкого моста, лукавством о сдаче Западного скоростного диаметра. Люди бизнеса в частных разговорах давно говорят о потере Смольным компетентности в решениях самых простых вопросов жизни и развития города.

Сегодня Петербург рискует не принять международный футбольный турнир Кубок конфедераций, который состоится в июне 2017 года. Министр спорта Виталий Мутко уже заявил о возможном переносе матчей из нашего города в более подготовленный. Но и это не самое страшное. Имиджевые потери, которые мы несём, просто невосполнимы.

Фото: АиФ

Мнение власти

Харакири на стадионе?

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

- Генподрядчик, видимо, считает, что власти города решили сделать себе «харакири на стадионе» и, оскандалившись на весь белый свет, сорвать Кубок конфедераций и ЧМ по футболу. А бардак и необоснованные траты бюджетных средств на объекте, отсутствие нормальной организации работ, денег и материалов - плод моего «больного воображения», как и уголовные дела, которые возбуждены в отношении проворовавшихся подрядчиков («СЭМ-5», «ТДМ» и др.). Работяги же просто обнаглели и требуют выдать зарплату за два месяца. У руководства «Трансстроя» (головная компания. - Ред.) и без того много проблем - самим не хватает денег. Да и зарплаты в 500-600 тысяч рублей для управленческого аппарата сильно обесценились из-за курсовых проблем.

По версии «Трансстроя», наш стадион - убыточный и представляет собой не бизнес, а благотворительный проект компании, которая в этом бесконечном море проблем мечтает о завершении строительства стадиона в срок. Мечтает, правда, с 2008 года, и эти мечты дорого обходятся городской казне. Но факты говорят об обратном - это лишь грёзы на фоне патологической жадности менеджмента компании.

Мнение строителей

Чистая экономика

Виталий Лазуткин, гендиректор «Инжтрансстрой-СПб»:

- Заказчик в лице администрации города делал всё, чтобы сорвать сроки завершения проекта. Отсутствовала проектная документация, не оплачены выполненные ранее работы на сумму в 1 млрд рублей. Анонсированное и согласованное увеличение сметы строительства стадиона на 4,3 млрд рублей мы так и не увидели. Убытки в связи с необходимостью закупать импортное оборудование, вызванные курсовой разницей, не компенсированы.

Расторжение контракта происходит в тот момент, когда мы закончили самые сложные работы, требующие высокой квалификации. Из проблемных моментов остаются системы механизации, автоматизации и управления раздвижной крыши. Надо понимать, что без наших специалистов практически невозможно будет всё это доделать. У выкатного поля также надо установить автоматику, воздушную подушку. Специалистов, инженеров, которые владеют этими вопросами, - единицы, и мы их очень долго собирали в один коллектив.

Сейчас картина складывается довольно простая - чистая экономика. До сдачи остаётся полгода. Нас выкидывают с объекта  с огромным минусом в конце строительства, а новый генподрядчик заходит на практически готовый объект и достраивает его в прекрасных финансовых условиях.

Сейчас мы продолжаем работу в штатном режиме, изучаем замечания, которые легли в основу уведомления о расторжении контрактов, и готовим юридическую позицию.

Смотрите также: