Смольный разорвал контракт с генподрядчиком строительства «Зенит-Арены». И хотя чиновники уверяют, что это лишь техническая мера, никак не влияющая ни на сроки сдачи объекта, ни на его стоимость, данная новость стала одной из самых обсуждаемых на этой неделе. Строящийся для «Зенита» стадион на Крестовском острове давно превратился в своеобразную городскую легенду. Премьер Дмитрий Медведев назвал его «дорогостоящим позором», депутат ЗакСа Борис Вишневский - «бездонной бочкой для городской казны», а спортивный комментатор Геннадий Орлов вообще уже не верит, что арена будет достроена.
Снос «Мироныча»
Вспомним, как всё начиналось. В 2006 году «Зенит» провёл последний матч на стадионе имени С. М. Кирова. Попрощаться со стадионом пришли 50 тысяч болельщиков. Вскоре «Мироныч», как называли его горожане, был снесён. Смольный заверил, что новая арена будет готова в 2009 году, а стоимость работ составит 6,7 млрд рублей.
Скандалы начались ещё до того, как была вбита первая свая. Подряд на строительство получила малоизвестная компания «Авант». В строительном мире Петербурга поговаривают, что она неким образом связана с бывшим высокопоставленным чиновником Смольного. В мае 2008 года должны были быть завершены работы по расчистке площадки для строительства, а в июне 2008-го - торжественно заложен первый камень. Однако уже 20 ноября того же года произошло расторжение госконтракта между Комитетом по строительству правительства города и «Авантом». Чиновникам не понравилось удорожание проекта. Кто мог тогда представить, насколько ещё вырастет смета стадиона?!
Проект за проектом
В конце 2008 года генподрядчиком стала компания «Трансстрой». Стройка худо-бедно велась до 2011-го. Правда, очень медленно, что было заметно даже «на глазок». Стали называться новые сроки сдачи. Гендиректор компании Игорь Панкин рассказывает:
- Причинами переноса сроков были перепроектирование и нерегулярное поступление рабочей документации, без которой невозможно строить, перебои с финансированием. Первое изменение проекта произошло в 2009 году, меньше чем через год после того, как мы приступили к строительству. К тому же стало известно, что Россия и Петербург примут чемпионат мира по футболу 2018 года. Стадион решили приводить в соответствие с существующими мировыми критериями. Тогда же сменился генеральный проектировщик, и на протяжении 2010 года у нас не было никакой рабочей документации. Выполненные к тому моменту объёмы работ не оплачивались, поскольку проектное решение уже юридически утратило силу, и заказчик не мог открыть финансирование несуществующего проекта. В 2011 году началось перепроектирование крыши, что вызвало очередную приостановку строительства. Ситуация стабилизировалась только в 2012 году, однако в течение нескольких месяцев «Трансстрой» самостоятельно оплачивал все расходы, связанные со строительством. Сейчас финансирование поступает по графику.
Отметим, что отсутствие финансирования главной городской стройки по факту совпало со сменой губернатора Петербурга - в 2011 году. К тому времени стоимость стадиона оценивалась уже в 27 млрд. В прошлом году Смольный автоматом пролонгировал закончившееся соглашение с «Трансстроем» ещё на год. Но это не отменило проблемы, накопившиеся в предыдущие годы, - в рамках пролонгированного контракта компания всё равно должна была возводить стадион в соответствии с проектной документацией 2008 года. Поэтому в этом году было решено провести полноценный конкурс, хотя желающих возглавить скандальную стройку немного.
Главное - верить
В начале лета «АиФ-Петербург» побывал у будущего стадиона. Башенные краны были недвижимы, раздавались только редкие удары отбойника. Казалось, стройка «спит». Позже выяснилось, что так оно и было. Уже в сентябре нам предстала другая картина - «кипящая стройка народного хозяйства», как сказали бы раньше.
Ситуация вокруг стадиона начала меняться после того, как 20 марта 2013 года «строительным» вице-губернатором Петербурга был назначен Марат Оганесян. К тому времени смета арены раздулась до рекордной в мире - 44 млрд! Не секрет, что в Петербург Оганесяна послал федеральный центр - покончить с двумя «стройками века» - второй сценой Мариинского театра и стадионом. С первым долгостроем справиться удалось, хотя общественность до сих пор пребывает в шоке от увиденного «шедевра». Что касается стадиона, то, по словам представителей компании «Трансстрой», после вступления в должность Оганесян проводил много времени на стройке на Крестовском, пытаясь разобраться, кто виноват и что делать. На первый вопрос, как надеется общественность, когда-нибудь всё-таки ответят следствие и ревизоры. На второй ответ прост - надо строить как можно быстрее. Чемпионат мира не за горами. Как рассказал Оганесян, на стройке сейчас заняты почти 1,3 тысячи рабочих, смету стадиона удалось снизить до 34,9 млрд, а срок окончания строительства больше изменениям не подлежит - 15 декабря 2015 года. Остаётся только верить…
Почему не иностранцы?
Геннадий Орлов, спортивный комментатор:
- Для начала надо бы разобраться, кто лоббировал компанию «Авант», которая строила стадион до 2008 года. Это совсем небольшая фирма. Опыта строительства подобных объектов она не имела. Кто-нибудь проверял её мощности, технические возможности? В этом есть большие сомнения.
С самого начала было понятно, что с возведением арены возникнут большие проблемы. Я бы поручил стройку какой-нибудь зарубежной компании, имеющей профильный опыт. Иностранцы строят и быстрее, и дешевле. Если к 2015 году стадион не будет полностью готов, Санкт-Петербург просто не допустят к чемпионату мира. Это будет невиданным позором для такого города. Но даже если в авральном режиме стадион сдадут, то каким будет его качество? Как говорили в советское время: не покупай туфли, сделанные в конце квартала.
Также удивлён позицией нашего Законодательного собрания. За границей подобные стройки обязательно контролирует парламент. У нас же депутаты отмалчиваются.
Мы - лидеры!
Марат Оганесян, вице-губернатор Петербурга:
- Работы сейчас будут вестись ударными темпами. Стадион обязательно сдадим в срок - в конце 2015 года. Чемпионат мира по футболу в Петербурге состоится. Ближайшая задача строителей - это возведение монолитной чаши стадиона, оно должно быть завершено до конца этого года. На текущий момент сложный этап нулевого цикла завершён, выполнен значительный объём монолитных работ. Город принимает целый ряд мер для ускорения процесса. Так, в Комитете по строительству создаётся специальная рабочая группа, которая будет заниматься исключительно этим вопросом. Среди российских городов, где планируется или уже идёт строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, Петербург является лидером по уровню подготовки и уступать пальму первенства не намерен.
Строят гастарбайтеры
Многие петербуржцы и депутаты ЗакСа возмущаются - самый передовой и технологичный стадион в Европе строят гастарбайтеры. Не секрет, что большинство рабочих на стройке - граждане Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. Неужели не нашлось своих?
В«Трансстрое» поясняют:
- На монолитные работы «Трансстрой», как и большинство крупных строительных организаций, нанимает субподрядчиков. Граждан каких стран привлекать на работы - решают они. Кроме того, требования относительно пола или национальности со стороны работодателя будут дискриминирующими и противоречащими законодательству. Можем сказать только, что рынок труда в этом направлении строительства не предоставляет возможности привлечь сотни или тысячи граждан РФ. Это очень тяжёлые работы, которые нужно выполнять на открытом воздухе и в зной, и в стужу. Кроме того, государственные объекты - далеко не самые прибыльные, несмотря на большие объёмы работ. Так что не все наши соотечественники пойдут на такие условия.
Тем не менее квалификация южных рабочих вызывает сомнения. Так, мы опросили около двух десятков гастарбайтеров, занятых на стройке стадиона, и не обнаружили ни одного человека со строительной или близкой к тому профессией. Более того, прокуратура и ФМС во время рейдов обнаруживали там мигрантов… без разрешения на работу. Надзорное ведомство за время строительства вынесло субподрядным организациям 18 предостережений о недопустимости нарушений миграционного законодательства, но каждая новая проверка показывает, что ситуация не меняется. Любопытно, но к строительству стадиона им. Кирова в 1946 году также привлекались иностранцы - немецкие военнопленные.
Воруют...
Когда говорят о смете стадиона на Крестовском, как правило, многозначительно подразумевают хищения, откаты и «распилы». Каковы могут быть масштабы воровства?
Сначала о фактах. Известно, что следственные органы подозревают первого генподрядчика стадиона, компанию «Авант», в похищении 500 млн рублей, выделенных на строительство свайного основания арены. Дело находится под личным контролем главы СК РФ Александра Бастрыкина. Также Контрольно-счётная палата Петербурга установила завышение стоимости проектных работ на сумму в 800,9 млн. Обнаружено и то, что бюджет Петербурга недополучил деньги за реализацию материалов после демонтажа стадиона Кирова. Депутат ЗакСа Борис Вишневский, который долгое время ведёт переписку с чиновниками относительно сметы стадиона, рассказал:
- Согласно выводам Счётной палаты, в общей сложности объём нарушений достигает 22 млрд, из которых 6,6 млрд можно квалифицировать как растрату. Вот лишь несколько примеров, как «теряются» деньги: 287 миллионов рублей - потери от ненадлежащего хранения кресел для болельщиков, 215 миллионов рублей - необоснованное авансирование на приобретение оборудования и материалов, 113 миллионов рублей - завышение стоимости земляных работ, 406 миллионов рублей - завышение стоимости работ по строительству чаши стадиона из-за «неправомерного применения надбавок к ценам» и так далее.
Кроме того, Вишневский уверен, что за стадион должно платить или правительство России, или ОАО «Газпром», так как он будет использоваться для чемпионата мира. То есть для федеральных целей. Впрочем, председатель газового монополиста Алексей Миллер как-то в сердцах произнёс: «Мы выплатили Петербургу уже столько налогов, что за это время город мог хоть десять таких стадионов построить».