Ирокез Пушкина делает птицам "бо-бо"

   
   

Когда Александр Сергеевич писал про "памятник, к которому не зарастет народная тропа", он вряд ли мог предположить, что ходить будут не только к монументу, но и на него. Равнодушные к поэзии пернатые норовят нахально нагадить прямо на голову Пушкина. Оградить великого поэта от птичьего помета пытаются специалисты по охране памятников.

По их мнению, для памятников нет ничего страшнее, чем птичий помет. Он крайне вреден для изваяний, и к тому же очень плохо от них отчищается. По этой причине гадить на монументы пернатым не разрешают во многих странах мира. Скажем, во Франции к ним крепятся специальные "антенны", которые просто не дают птицам сесть на голову изваяния. Немцы для отпугивания пернатых "хулиганов" применяют ультразвук. А в нашей стране для этих целей раньше использовались металлические сетки, которыми укрывали верхнюю часть изваяния. Они неплохо помогали оберегать памятники от птичьего помета, но сильно портили их внешний вид. Именно по этой причине для "охраны" Александра Сергеевича был применен принципиально другой метод.

- Если хотите, наше российское "ноу-хау", - рассказывает директор петербургского Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. - К голове памятника Пушкину на площади Искусств прикреплена специальная пластина с маленькими, но довольно острыми иголочками. Птички, садящиеся на такой металлический "ежик", испытывают определенный дискомфорт. В результате улетают, так и не успев сделать свои "грязные" дела.

Пушкинский "ирокез" имеет и еще одно существенное достоинство. Не портит внешний вид памятника, потому что с земли его практически не видно, а вот действует он весьма эффективно. Голубок, облюбовавший для отдыха темечко гения, долго на нем не задержится. Постоит немного, и начинает переминаться с лапки на лапку. От этого острые иголочки еще сильнее впиваются в птичьи конечности, и голубь начинает маршировать еще активней. В конце концов, он улетает подальше от "колючего" монумента, обиженно воркуя: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

- Серьезного вреда птицам пушкинский "ежик" не причиняет, - считает Владимир Тимофеев. - Действует он, можно сказать, деликатно, иначе против него активно выступали бы "зеленые". И все же куда эффективнее можно было бы защитить все монументы Петербурга, просто выделив специальные места, где горожане могли бы кормить птиц. Разумеется, эти площадки должны быть расположены как можно дальше от исторических памятников.

Смотрите также: