Вы писали, что будут реставрировать Диоскуров у Манежа. Один, действительно, долгое время был в лесах. Интересно, что сделано, и когда перейдут ко второму? С. Коломоец
Как рассказала заведующая отделом памятников Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, работы на первом Диоскуре окончательно завершены. Они были уникальны хотя бы потому, что "каждый памятник болеет по-своему". Когда в начале реставрации промыли скульптуру, выяснилось, что нет буквально ни одной прожилки мрамора, которая не совпадала бы с большими или маленькими трещинами. Самое серьезное опасение вызвали передние ноги лошади, вынесенные в воздух. Трещины были такие, что, казалось, копыта могут отвалиться. Промерили повреждения, провели ультразвуковое обследование, с помощью компьютерной графики смакетировали всю конструкцию, просчитали нагрузки. Исследования показали, что скульптура, к счастью, обладает достаточным запасом прочности. Тогда стали обрабатывать поверхность: кисточкой и пинцетом удалили все старые разношерстные заплатки на трещинах и шприцом ввели специальные, подобранные по тону мрамора, компоновки. Это напоминало работу ювелира и в то же время, как шутили реставраторы, ветеринара, потому что, к примеру, "закапывать" пришлось в уши коня. Ну а потом мастера стали: стоматологами - в зубах тоже обнаружились трещинки, напоминающие кариес. Делали "пломбы". Занимались каждым зубом и каждой прожилкой на языке.
Отдельная история - борьба с биопоражениями, вся поверхность скульптуры была покрыта мхом, лишайниками, грибками: Их удалось уничтожить антисептиками. Сейчас мрамор здоровый, чистый, белоснежный. Ко второму Диоскуру перейдут весной, когда станет тепло.