Два года после гибели

   
   

Доброе имя

В этом преступлении были две жертвы - Галина Васильевна и сопровождавший ее помощник, Руслан Александрович Линьков. Линькову, выжившему после серьезного ранения, сразу же пришлось заняться защитой доброго имени Старовойтовой: версии о "коммерческих" мотивах убийства доминировали в прессе.

"Мы смогли доказать, что Галина Васильевна никогда не была учредителем неких 36 фирм, якобы отмывавших деньги ради перевода их на нужды партии", - говорит Руслан Линьков. Он передал в МВД пакет своих версий - перечень того, чем занималась в последние годы Старовойтова.

Дела, начатые Старовойтовой, в Госдуме отстаивать практически некому. Питерский депутат Госдумы Юлий Рыбаков, вечный диссидент, недавно добровольно ушел с поста председателя федеральной партии "Демократическая Россия".

"Есть несколько важных законопроектов Галины Васильевны, которые партия должна была реализовать. Это Закон об альтернативной гражданской службе, одним из авторов которого она была. Второй автор, депутат Госдумы Виталий Савицкий, погиб еще в 1995 году в автомобильной аварии. Законопроект вызвал ожесточенную критику депутатов, особенно генерала Макашова. Не прошла и идея радикального законопроекта о люстрациях, то есть о запрете на профессию для активных проводников тоталитарных режимов. Галина Васильевна еще в 1992 году предлагала его Верховному Совету РСФСР, где он был заблокирован коммунистами. В 1998 году предложила Государственной думе. Запрет занимать ответственные должности в исполнительной власти и в правоохранительных органах, запрет на преподавательскую деятельность и работу в средствах массовой информации предусматривался для людей, занимавших ответственные посты в КПСС, для сотрудников КГБ, причастных к политическому сыску и травле инакомыслящих. Галина Васильевна была убеждена в том, что нашему обществу необходимо провести процесс по типу денацификации в послевоенной Германии. Демократия должна уметь себя защищать".

В 1996 году Старовойтова стала единственной женщиной, выдвинутой на пост Президента России (ее кандидатура была отвергнута Центризбиркомом). Не стоит сомневаться, осталась бы она в стороне от президентской кампании 2000 года или нет.

Мотивов устранить столь яркую политическую фигуру, всегда задававшую власти и обществу самые неудобные вопросы, наверное, было достаточно. Не удивительно, сколь кстати пришелся слух о банальном ограблении депутата, принижавший масштаб потери:

800 свидетелей одного преступления

В этот понедельник, 20 ноября, закончился очередной срок следствия по делу об убийстве Старовойтовой. Его ведет питерское ФСБ. Раз в полгода следствие продлевается Генпрокуратурой. За те два года, что оно идет, периодически поступают сообщения об арестованных, вплоть до некого киллера. Но эти сообщения касаются исключительно "попутного улова" оперативников. На самом же деле за два года не появилось ни одного задержанного, имеющего отношение к убийству Старовойтовой. Нет и ни одного человека, которому могло бы быть предъявлено обвинение. Это подтверждает и руководитель следственной бригады ФСБ Сергей Валентинович Кузнецов. Однако дает понять, что следующие полгода, на которые будет продлено следствие, могут стать последними: "Есть тенденция к укреплению чувства уверенности в том, что лица, причастные к преступлению, будут найдены".

Кузнецов перечисляет три группы версий: "политическую, неполитическую и бытовую". Приоритетную выделять отказывается: "Это даст основания тем лицам, которые организовывали преступление, принять меры к его сокрытию. Или сделать нечто для затруднения расследования".

Почему следствие тянется так долго, хотя в нем, как утверждают, и задействованы мощные силы - сотрудники ФСБ (питерского и московского), угрозыск ГУВД и МВД, следователи горпрокуратуры и криминалисты Генпрокуратуры? Кузнецов называет три причины. Организационную: кооперация разных ведомств и структур обставлена своим регламентом, и "процессуальные моменты" съедают не только бумагу, но и время. Территориальную: расследование велось в Петербурге, Москве, в других городах России и СНГ, за рубежом. Самая серьезная, по его мнению, это проблема огромного объема информации: "Исследуется все, что можно выжать из этой ситуации".

Кузнецов сообщает, что допрошено около 800 свидетелей: "Проверяется вся поступающая информация - будь то свидетельские показания или открытые источники, я имею в виду средства массовой информации. Проверяется версия о причастности к убийству сотрудников спецслужб. Не выпали из поля нашего зрения и экстремистские группировки". Руководитель следственной бригады просит не пытать его конкретными версиями и конкретными именами: любой ответ может привести к утечке информации.

Представитель ФСБ был настроен оптимистично. Неужели у него есть основания верить в то, что удастся обнаружить явные улики: документально зафиксированное обращение "генерального заказчика" к "генеральному подрядчику", а затем и к тем двум исполнителям, что бросили оружие на канале Грибоедова, 91?

Смотрите также: