Зверский аппетит

   
   

Говорят, стремительно размножающееся человечество подстерегает голод. Не может, мол, наша планета прокормить такую ораву. К тому же человек что попало не ест - капризничает, ссылаясь на всякие религиозно-этические запреты, просто привычки и традиции. Но эти традиции жизнь корректирует: исконно русского блюда, соленых рыжиков, в европейской части России давно не видели, корейцы уже почти всех своих собак съели, а берберам не всегда достается кусочек верблюда.

Может, человеку надо быть более всеядным? Как утверждает зоолог Александр Иванов (фамилия по просьбе героя изменена), человек может есть очень многое, если правильно приготовить. Даже рыбу фугу, из яда которой делают препарат, превращающий человека в зомби, можно приготовить так, что пальчики оближешь. А что касается отвращения - это вполне преодолимое чувство.

Деликатес из канавы

- А в наших краях можно перейти на подножный корм?

- В общем-то можно. Вот вы ели когда-нибудь лягушачью икру?

- Не рисковала еще.

- А что тут рисковать? Главное - не схватить жабью вместо лягушачьей, та несъедобная. А лягушачья на вкус - почти как черная. Достаете ее сачком из водоема, ошпариваете, а потом засаливаете как любую другую икру. Я, например, одинаково солю и лягушачью икорку, и лососевую. И самих лягушек тоже можно есть, французы это подтвердят.

- Что еще порекомендуете из местных продуктов?

- Во всяком случае, не ежей. Ужасно вонючие твари. И как его Мересьев мог съесть... А вот барсук - это очень интересно на вкус, хотя далеко не каждый человек может есть его мясо. У него очень специфический жир, между прочим, считающийся лечебным, и из-за жира мясо имеет странный, непривычный для нас привкус. Белка очень вкусная, а вот медвежатина немного сладковата. Даже червяков можно есть.

- Они же землю заглатывают, у них все внутри в земле.

- А вы возьмите сырой крахмал, положите в него червяка и дайте ему там пару часов поползать. Он наестся крахмала и станет внутри чистым. Тогда и жарить можно. Китайцы делают по-другому: дают им поползать в твороге. А вообще наши дождевые черви мелковаты, надо брать кавказских. Они гораздо крупнее и по вкусу интереснее.

Кушайте, гости дорогие...

- Вы это все поедаете в гордом одиночестве или гостей кормите?

- Когда как. Одну подругу у нас до сих пор зовут Капибарой, потому что она поела капибарьего мяса, не знала, что это за зверь, узнала потом, шумела очень, как будто крысу съела. Говорила еще: "Какая странная баранина, как будто и не баранина вовсе". А что в капибаре плохого? Просто очень крупный грызун, мясо вполне приличное. Ведь морские свинки почему так называются? Их привезли из-за моря и разводили на мясо.

- Но грызуны у многих ассоциируются исключительно с крысами.

- Темные потому что люди. А вот жираф у вас с кем ассоциируется?

- Не знаю, что-то среднее между ослом и лошадью. Что-то травоядное.

- Это не осел и не лошадь, а скорее корова - парнокопытная тварь. В общем, говядина.

- Неужели вы и жирафа скушали?

- Ну да. С жирафом история была. В нашем зоопарке погиб жираф. Тело отдали Зоологическому институту, где я тогда работал. Но на чучело надо только шкуру, а там же мяса много. Ну мы его и поделили между собой.

- Шкуру сами снимали?

- У нас тогда работали археологи-палеолитчики, они сами делали каменные орудия в научных целях. И мы ошкуривали жирафа двумя соревнующимися бригадами: два зоолога с нормальными ножами и два археолога с каменными. Что вы думаете? Эти "реконструкторы" нас опередили! А жирафа я отнес к маме.

- И что сказала мама?

- С одной стороны, она ничего не знала, с другой - ко всему за годы моей работы привыкла. Я ей это мясо отдал как говядину. Как раз какой-то праздник был, и жираф затерялся между другими мясами, на вид он мало чем отличался от прочих кусков.

- А на вкус?

- Все говорили: "Вкусно, но жестковато". Потом я позвонил маме и признался. Мнение гостей резко разделилось. Одни говорили: "Ты только моей жене не рассказывай", а другие сетовали: "Что ж ты не предупредил, мы бы не просто ели, а смаковали!"

От мертвого осла уши

- Может, вы еще и ослов ели?

- А мы все их ели.

- На что вы намекаете?

- На то, что в твердокопченые колбасы для пикантности вкуса добавляется мясо осла и конина. Ничего в этом ужасного нет. А как многие перекашиваются при слове "субпродукты"!

- Как правило, люди подразумевают под этим просто требуху.

- И зря. Я старый собачник, часто покупал своим собакам субпродукты в специальном магазине, и знаете, что самое вкусное в корове? Это ее губы!

- А ослиные уши случайно в дело не идут?

- Конечно, идут. На студень хотя бы. Да и что такого вообще в субпродуктах? Это такие же полноправные части тела животного, как и все остальные. В Калмыкии, где мы как-то были с экспедицией, есть блюдо, которым кормят только дорогих гостей - оно готовится из парных бараньих кишок, наполненных застывшей кровью и внутренним салом барана. Очень вкусно. А вот таджики, которые сейчас достраивают мне дачу, услышав от меня рассказ об этом блюде, возмутились: "Кровь едят? Фашисты!" Ведь в мусульманской традиции (и не только мусульманской) из забитого животного в землю следует выпустить всю-всю кровь.

Море еды

- Наверное, в морских водах тоже полно съедобного для человека?

- Конечно. У меня есть домик в Крыму, от отца остался, я туда постоянно езжу. И всегда набираю мидий на камнях. Я беру железный лист, шишек побольше, иду на берег, наберу мидий и жарю их на каленом листе. Пища богов.

- Говорят, мидии очень страдают от загрязнения воды.

- Да, поэтому лет пятнадцать назад черноморские мидии по вкусу были несравненно хуже беломорских. А теперь по Черному морю стали плавать гораздо меньше, вода очистилась.

- Говорят, каких-то морских червей можно есть?

- Есть такой червяк, его называют "паоло", он живет в прибрежных водах, и когда он поднимается к поверхности, местные жители бегут его ловить. Вон самоанцы к этому событию даже свой новый год приурочили. А в Центральной Америке даже президенты этих стран участвуют в ловле паоло. Где, говорят, ваш президент? Да червяка ловить пошел! Я видел в одном супермаркете в Питере пакеты с мороженым паоло, но в магазине не рискнули написать на ценнике, что это червяки. Написали, что в пакетах молодь миноги. Ну ведь ничего общего!

Пища будущих поколений

- Но все это изыски. А что будет, когда кончатся ослы, бараны и даже мидии? Чем кормить людей? На одной траве долго не протянешь.

- Раков есть.

- Где ж их столько набрать? В русских реках?

- В русских реках остается все меньше раков, на моих глазах в районе Чагоды были изведены рачьи угодья - заготовители этих зверушек занесли на ловушках в речки так называемую рачью чуму. Я про других раков говорю. Я еще и аквариумист, всю жизнь при рыбьем корме. Есть такие низшие рачки, дафнии, они размножаются очень быстро, очень хорошенькие, если рассмотреть поближе - они же с полмиллиметра. Вот это и есть наше спасение.

- Планктон цедить, как киты?

- А что плохого в планктоне? Ален Бомбар ел, плывя по Тихому океану, и писал, что это по вкусу было очень недурно. Мне кажется, что дафнии по вкусу как крилевая масса, которая была любима многими в Советском Союзе - уж не знаю, из чего ее делали. Несколько раз сачком по поверхности воды провел, на стакан "криля" себе насобирал.

- И что - сырьем?

- Ну зачем, можно ошпарить кипятком. Можно бульончик сделать. Главное, что это чистый белок, сытно и вкусно. И не нужно забивать себе голову глупостями - едят это или не едят. Когда есть хочется, все едят. Между прочим, акриды, которыми питались святые люди в пустыне, - это насекомые.

Смотрите также: