Первоклассные проблемы (28.08.2001)

   
   

Первое сентября на пороге. Любимое чадо, сияя, ходит по квартире с новеньким ранцем и всем рассказывает, что идет в первый класс. Но надо быть готовым, что уже после пары дней учебы могут появиться капризы и страх перед школой.

Школа - это стресс

Ничего удивительного в этом нет, уверена ведущий преподаватель института практической психологии "ИМАТОН" Людмила Ясюкова. Все первоклашки трудно переживают смену ритма жизни и круга общения. Весь сентябрь ребенок может быть раздражительным, угнетенным, капризничать по пустякам.

Он может даже заболеть. Раньше целый день бегал, а теперь надо сорок минут просидеть неподвижно, пять минут побегать и снова сидеть. В детском организме происходит перестройка, снижается иммунитет и в первые месяцы велик риск подхватить инфекцию. Родителям в это время надо быть особенно внимательными, ободрять, поддерживать, не ругать, понимая, что все капризы - явление временное. Следить за режимом дня и одевать по погоде.

Бывает, что перед 1 сентября ребенок начинает кукситься и ныть, что не хочет идти в школу. Чтобы снять надуманные страхи, важно каждый день расспрашивать ребенка о том, что произошло в школе. Он должен чувствовать, что им интересуются, иначе, когда появятся действительно серьезные школьные проблемы, он ни за что о них никому не расскажет. Хоть пытайте.

Не ребенок, а электровеник

Очень тяжело адаптируются к школьной жизни дети, страдающие минимальной мозговой дисфункцией. Этот диагноз невропатологи ставят сегодня чуть ли не каждому второму первоклашке. Причины: неблагополучная экологическая обстановка, проблемы со здоровьем у родителей, осложнения во время беременности, тяжелые роды. Такие дети невнимательны, им трудно сосредоточиться и слушать учителя, они не могут спокойно усидеть на месте дольше пяти минут. Не ребенок, а электровеник. Ругаться, кричать, наказывать - бесполезно. Если дома, делая вместе уроки, вы видите, что он начал играть с резинкой и ерзать на стуле, лучше сделать перерыв. "Ничего страшного в этом нет, - говорит Людмила Ясюкова. - Все поправимо, если с ребенком заниматься. Просто многие об этом не знают, считая, что дети дурно воспитаны. Сейчас существуют специальные психологические тесты, выявляющие проблемных детей. Консультация у невропатолога, небольшой курс лечения, и проблема снята. Иногда достаточно просто соблюдать режим дня, исключить продленку и больше заниматься с ребенком дома. В противном случае школа может превратиться в сплошной кошмар".

Читайте больше комиксов

Доказано, что чем больше ребенок читает, тем быстрее идет его интеллектуальное развитие. Легче всего научить ребенка читать, используя комиксы. Не нравятся туповатые истории про дядюшку Скруджа - купите комикс на сюжет "Золотого ключика". Чем больше картинок, тем легче детям связать прочитанные слова со смыслом. А нормальные книжки читайте с ребенком вслух в течение всей начальной школы. Вы ему страничку, и он вам немного. Но здесь уже чтение должно быть опережающим, сказку про Колобка читать уже поздно.

Присмотритесь, как ребенок читает. Если он водит пальчиком по строчке, значит, он кинестетик, и для понимания ему надо обязательно все пощупать руками. Ни в коем случае не запрещайте ему тыкать пальцем в книжку. Левша вообще сможет научиться хорошо читать, только водя пальцем по строчке. Если ребенок бубнит себе под нос, значит, он аудиал, и ему необходимо все проговаривать. Визуалы читают глазами. Никогда не заставляйте читать ребенка вслух, если он этого не хочет. Чтение и понимание - два совершенно разных процесса. "Иногда, быстро и с выражением прочитав три предложения, дети даже не могут сказать, о чем шла речь, - говорит Людмила Ясюкова. - Если такая манера чтения закрепится, ребенок просто не сможет нормально учиться. Считать, например, научится, а задачки решать не сможет. Не понимает смысла условий".

Но это все потом. Главное же в первые школьные дни - дарить первоклашкам больше любви и внимания, тогда все у них получится.

Смотрите также: