Шанс попасть в армию - 4:100

   
   

С 1 октября в стране начался очередной осенний призыв. О том, что таковое явление обещали прекратить еще к 2000 году, все уже давно забыли. Как и прежде, два раза в год значительная часть молодого мужского населения живет в тревоге - а вдруг заберут. По словам начальника отделения призыва штаба ЛенВО полковника Сергея Таланова, в Петербурге из 100 молодых людей призывного возраста только у 4-5 есть шанс отправиться на службу.

Призывники "на игле"

По словам военных, нынешний призыв от весеннего ничем отличаться не будет. Сколько будет призвано, пока не говорят, но если и цифры останутся прежними, то в городе армейская жизнь ждет почти 6 тысяч человек, а из области в армию пойдут 4 с небольшим тысячи новобранцев. Пожалуй, одно из немногих отличий - это то, где будут служить питерские призывники. Если весной много ребят отправляли, например, на Дальний Восток, то в этом году почти все останутся на территории Ленинградского военного округа.

Неизменными остаются и все призывные беды и проблемы. Главная беда для военных - призывник с каждым годом идет все менее "качественный". По данным за весну, каждый четвертый прошедший медкомиссию оказался не годен по состоянию здоровья: психические заболевания, нервные расстройства, болезни органов пищеварения и т.д. А главный бич - наркомания.

- Среди молодежи уже сложилось твердое мнение: Петербург - город наркоманов, - говорит Сергей Таланов. - И они недалеки от истины, каждый десятый призывник у нас сейчас употребляет наркотики и по этой причине в армию уже не годен. Бывает, что выяснить зависимость от наркотиков на комиссии не удается. Родители, например, пытаются своего сына, наркомана на ранней стадии, отправить в армию, чтобы там его "прижали". Ничем хорошим это не заканчивается, особенно если часть, куда попадает этот солдат, стоит в городе. Ему не составит проблемы добраться до наркотиков и на службе. В итоге он попадает в медсанчасть и там все выявляется:

Кстати, по данным военных, каждый десятый призывник, уже попав в армию, с нее вскоре увольняется опять-таки по состоянию здоровья. Объясняют это тем, что призывники, стремясь, например, попасть в десантники, скрывают свои болезни, а армейские нагрузки их выявляют. Впрочем, скорее всего, дела обстоят иначе - армейская жизнь со всеми ее "прелестями": излишне суровым бытом, "специфической" едой, дедовщиной и прочим - часто приводит к тому, что те болячки, которых и врачи не могли заметить, вылезают наружу, да и новые появляются.

Добровольцы и беглецы

Другая примета призывной страды - массовое нежелание служить в нынешней армии. Весной, например, на призывные пункты не пришло 2700 человек.

- Сегодня из тех призывников, кто идет в армию, реально хочет служить не больше чем 15 процентов от всех призывников. Уклонистов становится все больше, что неудивительно, ведь никаких послаблений нет, и служба действительно предстоит тяжелая. К тому же все идет на фоне событий на Кавказе, что не добавляет желания служить:

Тех, кого военкоматы подозревают в уклонении, по идее ждет уголовная ответственность. Если призывник без объективных причин не явился по повестке, то военкомат передает его личное дело в прокуратуру по признакам уголовного дела по статье уклонения от воинской службы. Однако с горпрокуратурой неувязка выходит - не заводит она дела по уклонистам. Например, среди более 20 уголовных дел, возбужденных в округе весной, нет ни одного петербургского. Надо полагать, прокуроры учитывают прежний опыт, когда большая часть дел разваливалась в суде. Вот и не заводят, ссылаясь, например, на то, что до конца не исследована законность призыва подозреваемого.

Но если прокуратура города с призывниками связываться не хочет, то правоохранительные органы, как известно, охотятся на них весьма активно. Историй о пойманных на улицах якобы уклонистах, или призывниках, которых без промедления отправляют "послужить", не счесть:

- Согласно правилам, органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание уклоняющихся граждан, - поясняет Сергей Таланов. - Что же касается описанных вами "эксцессов", то это скорее показатель "качества" работы милиции. Мы все знаем, кем комплектуются органы, городские ребята идут туда неохотно. В итоге многие милиционеры не могут, остановив человека, определить, должен он призываться или нет. Ведь надо взять документ, посмотреть, какие там отметки стоят. В состав групп, конечно, включают офицеров комиссариатов, но мы против этого. Во-первых, для офицеров это лишний риск, были уже нападения и с оружием, а во-вторых, не их это задача, им на своем месте надо работать, а не "по адресам ходить".

Вот и получается, что военные новобранцев набирают, но сами как бы и ни при чем. Ведь, как выясняется, призыв - вовсе не эксклюзивное занятие военкоматов, даже наоборот. Военные, по словам Сергея Таланова, вообще выступают в роли "консультантов", а организуют все местные власти. Городскую призывную комиссию возглавляет первый заместитель губернатора, а в районах - заместители местных начальников. Так что с них за все свои проблемы и надо спрашивать. Хотя странно, неужто постовые сами призывников, например, в части увозят:

Кто пойдет на войну

Нынешний сезон охоты на призывника кажется еще более тревожным, учитывая новое обострение на Востоке. Уже появились слухи о том, что новичков набирают "на войну" и что вспомнили о резервистах и "запасниках". По словам Сергея Таланова, ничего подобного нет и быть не может, потому что "нет концепции военного решения вопроса", да и вообще министр обороны категорически против участия наших войск в решении афганского вопроса.

Однако, с другой стороны, обещать кому-то, что ваш сын, брат, муж уж точно в "горячую" точку не попадет, военные не могут.

- Единственное, что точно можно гарантировать, - необученных в ту же Чечню никто не отправит. Есть жесткое правило - сначала надо отслужить как минимум шесть месяцев. А вот после этого любой военнослужащий, из любого рода войск, в принципе, может быть отправлен в места локальных конфликтов, например в Чечню.

P.S. Информация для выпускников военных кафедр. Как говорят военные, в связи с зачастую необоснованным сокращением военных училищ армия сегодня в первую очередь испытывает недостаток в офицерах-мотострелках, командирах мотострелковых взводов и рот.

Смотрите также: