Водки станет больше, и она будет чуть дешевле - так определяют многие эксперты последствия революции, произошедшей этой осенью на питерском рынке "беленькой". С водочных бутылок исчез региональный контрольный знак (РКЗ) - маленькая наклеечка с голограммой, а с ней и вся прежняя система контроля за алкогольной продукцией.
"Марочная" история
Весной 1999 года в городе разразился водочный скандал. У трех водочных заводов "Ливиз", "АФБ-2" и "Нива" было приостановлено действие лицензий. В выигрыше тогда оказалась компания "Ладога", которая незадолго до этого вышла на питерский рынок. Очень быстро новое предприятие забрало себе четверть рынка. Недовольные соперники подобный успех объясняли тем, что за "Ладогой" стоял на тот момент помощник вице-губернатора (ныне вице-премьера) Ильи Клебанова Вениамин Грабар. Последний отвечал за новации на алкогольном рынке - введение РКЗ, института уполномоченных баз и т.д. В чем была суть новой системы? Всю водку в Петербурге надлежало оклеить специальной бумажкой со штрих-кодом и голограммой. Для изготовления, продажи и контроля знака было создано ГУП "Петербургалкогольконтроль", клеить марки можно было только на уполномоченных базах администрации.
Власти уверяли, что знак станет гарантией качества водки и пополнит городской бюджет. Водочники возражали, что контроль за качеством водки и так суров, а новый знак, как заметил тогда один из "водочных королей" Александр Сабадаш, - бесполезная наклейка, доставляющая дополнительные хлопоты. К тому же регулярно возникали ситуации, когда РКЗ не хватало, чья-то водка залеживалась на складах. "Марку" назвали средством нечестной конкурентной борьбы. Война на рынке повлекла за собой арест Вениамина Грабара по обвинению в вымогательстве (ныне дело закрыто, а Грабар - глава холдинга "Ладога"). Но в целом новая система устояла, конфликты сошли на нет, водочникам пришлось играть по новым правилам. Привыкли и горожане, которые усердно терли ногтем голограммы - на настоящей марке (подделки появились сразу) голограмма соскребывалась, а на фальшивке - нет.
Водочная свобода
Все изменилось этим летом. Вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, по которой вводится так называемый расщепленный акциз. Половину алкогольного акциза платят производители, половину оптовики. А на бутылки надо клеить две акцизные марки: региональную и федеральную. Обе клеят налоговые органы, на акцизных складах. РКЗ, "Петербургалкогольконтролю" и уполномоченным базам места в новой системе не нашлось, но они продолжали существовать. Водочники вновь подняли бунт (забавно, что в первых рядах была "Ладога" с автором РКЗ Грабарем во главе) и отказались клеить "незаконную" марку. Городские власти сопротивлялись и даже грозили санкциями. Но к делу подключился прокурор города и заявил о несоответствии городских порядков федеральному закону. Смольный сдался, и губернатор отменил все свои распоряжения, похоронив и РКЗ, и всю прежнюю систему.
По словам одного из руководителей "Ладоги", раньше РКЗ помогал бороться с дешевой водкой из других регионов (где водочникам давали большие льготы). Теперь надобность в этом отпала. Стоимость водки приблизительно одинакова, и дешевой может быть лишь чистая "паленка".
Аналитики говорят, что РКЗ служил барьером для всех неместных водочников, его им просто не продавали.
Интервенция под градусом
Теперь же заслонов нет, и, как считается, водка из других регионов, которая раньше занимала треть рынка, захватит половину. Местным придется потесниться. Но они, похоже, не сильно расстраиваются: по словам руководителей "Ладоги", сейчас и наступает "момент истины", когда придется бороться за "своего" покупателя рыночными способами. К тому же, по нашей информации, вообще внедрение "расщепленного акциза" - результат лоббистской деятельности производителей алкоголя, в том числе и петербургских - раньше-то весь акциз платили они, а теперь пополам с оптовиками. Так что среди недовольных, пожалуй, только Смольный, у которого отобрали рычаги давления на водочников. Впрочем, это касается только теневой стороны, а так город тоже в выигрыше - как считается, местный бюджет получит дополнительные доходы.
Горожане вроде тоже ничего не потеряют. Качество привозной водки как проверяли самым жестким образом, так и будут проверять. У всех питерских производителей вообще есть свои лаборатории, где водку проверяют постоянно, причем на лучшем оборудовании. К тому же водка регулярно проверяется в гослабораториях - как федеральных, так и петербургских. Так что петербуржцы в преддверии зимних праздников получат "подарок" в виде более широкого ассортимента "беленькой", которая, как говорят, еще и подешевеет, рублей на пять.
Смотрите также:
- Фальсификат - не отрава. Почему размываются стандарты качества? →
- Путь к дешевой валерьянке →
- Город в наследство →