По поводу этой роты я слышал и такое мнение: "Устроили санаторий, понимаешь! Солдаты каждый день рыбу жареную едят и койки белыми покрывалами застилают. Туда же только сынки начальников устраиваются..." В отдельной радиолокационной роте, которая дислоцируется на Валааме, проходят срочную службу послушники и трудники Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря. Начало этому уникальному "Противовоздушному скиту" (так его шутя называют валаамские иноки) было положено в 1995 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (он же, кстати, является Священноигуменом Валаамской обители) обратился к министру обороны Российской Федерации, и по приказу последнего, было определено служить в этом подразделении насельникам монастыря. Первый "монастырский" призыв был весной 1995-го, всего четыре человека.
Сегодня в роте на Валааме служат 8 послушников и трудников монастыря. Но это не альтернативная служба - как любые другие военнослужащие ВВС, "монастырские" солдаты проходят "Курс молодого бойца", несут боевое дежурство по охране мирного неба, ездят на стрельбища, ходят в караул, дежурят по столовой и в автопарке, трудятся на огороде или в коровнике. А в свободное от службы время (по распорядку дня оно называется личным) читают... молитвенное правило. Они оформили святые уголки с иконами в комнате отдыха и в столовой, оборудовали небольшую библиотеку из церковных книг, видеотеку православных фильмов, медиатеку с записями валаамского иеродьякона Германа. В роту к ним приходят отцы-монахи из монастыря - исповедовать солдат, служить молебны, навещают их и монастырские братья. А в увольнение - отдохнуть душой - солдаты ходят в монастырь на церковные службы.
Такая рота - единственная в Российской Армии. Поэтому православных солдат сюда собирают со всей России. А перед призывом в Сортавальском военкомате в Карелии их тщательно проверяют в монастыре. Полгода, а то и больше юноши безвозмездно работают трудниками в монастыре, в труде люди проверяются быстро. Так что "блатные" сынки начальников среди солдат вряд ли найдутся, через монастырь в роту попадают только действительно верующие.
Офицеры отмечают, что в этой роте ПВО хороший психологический климат: нет "дедовщины", не бывает "самоволок", между военнослужащими установились добрые братские отношения.
- И комбриг, и комбат ценят дисциплину и надежность этих солдат. В бригаду или в батальон в командировки отправляют прежде всего их. Потому что уверены: не подведут! Правда, и спрос с них больше, - отметил иеромонах Парфений (Шапанов), помощник игумена Валаамского монастыря, представитель Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, отвечающий за части ПВО.
Но "монастырских" призывников обычно не достаточно для укомплектования этой части, поэтому в ней служат и юноши, которые живут в миру - из Петербурга, Ростова, Владимира, Вологды. Валаамский послушник Александр Дудкин вспоминал:
- Я удивлялся благочестию и братолюбию этих мирских ребят, и был очень рад, что оказался с такими братьями-христианами - не по званию, а по образу жизни - в одном призыве... Но армия есть армия, и в различных испытаниях мои товарищи по воинской службе помогали мне не сломаться морально, не упасть в пропасть уныния.
Отслужив в армии и вернувшись в монастырь, Александр стал монахом, а на днях был рукоположен в иеродьяконы с именем Амвросий. А иеромонах Давид был призван на срочную службу, будучи пострижен в иноки. Отслужив в частях ПВО, монах вернулся в монастырь, чтобы продолжать служить Господу.
...Есть что-то поэтическое в том, что монах и сидит за пультом современного локатора, и молится, чтобы Небо защищало нас. Береженого Бог бережет...
Смотрите также:
- «Теперь ты в армии». Призывников проводили на военную службу →
- Весенний призыв завершается →
- Помоги солдату! →